Человеку, возрождавшему Витебск из руин, можно смело присуждать награду за человечность, если бы такая существовала.
Железнодорожный вокзал – визитная карточка каждого города. Интересно было узнать, что в нашей северной столице живет человек, который лепил своими руками исторические барельефы фасада здания. Его зовут Борис Иванович Самойлов. В свои 88 лет он не растерял оптимизма, пережив в детстве все тяготы войны, потеряв близких и побывав в концлагерях. В послевоенное времяон возрождал город из руин.
Борис Иванович родился в Витебске в 1932 году. Когда началась война, он учился в 3-м классе.
– По улице Володарской (вероятно, нынешняя улица Суворова) была синагога, там печка топилась, мы туда ходили погреться. Пока дойдем до синагоги – в чернильнице замерзали чернила, – поделился ветеран обрывочными, но яркими воспоминаниями из довоенного детства.
Война никого не щадила, и Боря вынужден был повзрослеть. Летом 1943 года его отца Ивана Демьяновича Самойлова схватили фашисты, а в ноябре задержали Бориса и его мать Анну Казимировну Томкович. Их поместили в концлагерь на ул. Кальварийской в Минске, где они узнали, что отца мальчика расстреляли в этом же лагере.
Накануне освобождения Минска всех пленных отправили в Германию. Мать и ребенка продали бауэру-хозяину за 5 марок и поместили в лагерь местечка Остербург, откуда периодически брали на сельскохозяйственные работы. В мае 1945 года Остербург освободили, но при возвращении на родину мать и сын потеряли друг друга. И только в 1946 году они встретились уже в Витебске.
Борис Иванович часто вспоминает послевоенное время. Родной город было не узнать, он лежал в руинах.
С матерью они и поселились в бункере на улице Карла Маркса. В 1949-м Борис Самойлов окончил строительное училище, где получил техническое образование по специальности «Штукатур, маляр, лепщик». Приглашали на работу в Ленинград, но он остался в Витебске, чтобы ухаживать за больной матерью. После войны в стране отделочных работ хватало. Из наиболее известных и сохранившихся по сей день в городе, сделанных его руками, – барельефы на здании вокзала, на улице Кирова, также на его счету реставрация вокзала в Орше и Смоленске. За 70 лет работы у Бориса Ивановича образовался немалый список объектов, к которым он приложил свои золотые руки. Были и скульптуры для парка Железнодорожников, которые, к сожалению, давно уже исчезли, отделочные работы на улицах Космонавтов и Локомотивная, в витебских школах. А в индустриально-технологическом колледже на улице Кирова сохранились его шелкография и чеканка, к которым он сам делал эскизы по барельефам.
– Работа была тяжелая и ответственная, но интересная, – Борис Иванович делится тонкостями своего ремесла с воодушевлением. – Каждая деталь лепнины имеет свое название: барельеф, капитель, картели, пальметка и прочие.
За свой огромный вклад в отделку и реставрацию объектов Борис Иванович был несколько раз награжден, наиболее значимый– орден «Знак почета», который жителям области вручали только два раза.
Кроме своих профессиональных заслуг, Борис Самойлов непременно получил бы награду за человечность, если бы такая существовала. Его дочь гордится своим отцом, рассказывая, какой он оптимист, надежный помощник,стоявший горой за работников своей бригады, всегда поддерживает членов семьи добрым словом в трудную минуту. Он еще и творческий человек, большой меломан, в свое время делился ценными советами с главным художником Витебска Георгием Киселевым.
– Очень люблю слушать песни Леонида Утесова, Марка Бернеса, Петра Лещенко, Николая Никитского, особенно когда они звучат на пластинках, – рассказал Борис Иванович и напел строчки одной из любимых песен.
Тяга к творчеству передалась и его потомкам: даже маленький правнук проявляет полученные по наследству конструкторские способности. Дочка – музыкант, окончила художественную школу, а внучка пошла по стопам дедушки и тоже получила строительное и архитектурное образование.
Фото автора и из открытых источников.