В конце 2015-го ОАО «Лепельский МКК» совместно с расположенной в Санкт-Петербурге английской компанией разработал и освоил выпуск быстрорастворимого сухого молока с сахаром, которое используется в производстве капсул для кофемашин.
В прошлом году начались полноценные поставки в Северную Пальмиру. А сегодня расфасованный в упаковки по 0,5 кг инновационный продукт можно купить и в отечественных торговых сетях.
До Южной Америки и Чукотки
Созданный в 1951 году «Лепельский МКК» специализируется на выпуске сухого молока, доля которого в общем объеме производства занимает свыше 70%. По словам директора предприятия Алексея Садовского, наряду с природно-сырьевыми ресурсами, этот товар в мире считается стратегическим и довольно перспективным. Правда, как и нефть, он сильно подвержен конъюнктуре.
Спектр применения продукта, имеющего срок годности два года, достаточно широк. Из него производят молоко, кефир, творог, сметану, а также используют для изготовления кондитерских и хлебобулочных изделий. Например, альтернативу сухому молоку сложно найти жителям районов со сложными климатическими условиями, где невозможно или неэффективно заниматься животноводством.
Поставки осуществлялись в российский Норильск, находящийся за полярным кругом. Туда лепельский продукт доставлялся сначала по железной дороге до Красноярска, а затем на теплоходах по Енисею. В 2016 году 100 т сухого молока поставлено в город золотодобытчиков Билибино на Чукотке, для чего кроме поезда использовались самолеты и снегоходы. Знают лепельскую продукцию и в Венесуэле, куда ранее было экспортировано более 15 тыс. т. В прошлом году партия сухого молока отгружена новым потребителям в африканскую страну Кот-д'Ивуар. В числе постоянных покупателей Грузия и Азербайджан. Но основной упор делается на Россию и Казахстан, где наиболее высокие цены.
Лепельский МКК также экспортирует масло, сухие сливки и сыворотку. На протяжении семи лет оптовик из Владивостока покупает по 200-300 т масла. Как-то раз он угостился местным мороженым, которое ему очень понравилось. В итоге в дополнение к маслу заказал около 4 т «Лепельки», чтобы земляки с Дальнего Востока попробовали белорусское качество. Пожалуй, это было самое продолжительное путешествие мороженого из нашей страны.
Белорусский пармезан
Производством сыров твердых сортов занимается Толочинский филиал Лепельского МКК. Ежесуточно выпускается 5 т продукции, которая пользуется устойчивым спросом при хорошей цене. Зарубежные поставки осуществляются в основном в Россию. В последнее время в серию запущены сыры элитной группы – Маasdamer, «Гройцер», «Грюнталлер», «Пармезан деЛюкс», нашедшие своего покупателя. В числе самых популярных сыров остаются «Королевский», «Белая Русь», «Российский». В прошлом году закуплено новое оборудование по нарезке и фасовке сыра. Доля такой продукции в общем объеме пока занимает 13%, но стоит задача нарастить ее до 30%.
Цель на будущее
В прошлом году предприятием переработано 150 тыс. т молока, из них 30 тыс. т – давальческое сырье, поступившее из Могилевской, Минской и Брестской областей. Благодаря этому среднегодовая загрузка мощностей (они рассчитаны на переработку 550 т молока в сутки) была 72,8%, что на 4,4% выше уровня 2015 года. Прибыль от реализации продукции составила 88 млрд неденоминированных рублей, в 2015-м было в 38 раза меньше. Выручка на одного работающего выросла более чем на 17,2%.
Согласно Указу Президента №320 «О развитии сельскохозяйственного производства Витебской области» ОАО «Лепельский МКК» вошел в Витебскую интеграционную структуру. До 1 июня должна быть завершена работа по окончательному слиянию. Напомним, что четыре подобных холдинга объединяют производителей сырья и переработчиков. Первые положительные результаты лепельчане ощутили минувшей зимой, когда к ним были направлены потоки молока от входящих в ИС сельхозорганизаций.
На предприятии разработана стратегия дальнейшего развития. В частности, в планах строительство нового цеха сушки, аналогичного передовым технологиям Новой Зеландии и Германии. Это позволит вырабатывать конкурентоспособную инновационную продукцию, что в свою очередь даст возможность осваивать новые рынки и получать добавленную стоимость при реализации продукции.
Фото Дмитрия Осипова.