Уже больше полугода не могут найти общий язык антикризисный управляющий обанкротившейся сети ателье ОАО «Витебский рассвет» и один из арендаторов его помещений – директор парикмахерского салона. Предпринимательница считает, что ее бизнес выживают, под угрозой увольнения 11 работников. Кто и кому не дает работать, а главное, почему, разбирался корреспондент «ВВ».
С одной стороны
Парикмахерский салон в историческом центре Витебска, на улице Суворова, 6, открылся еще в 2001 году. Владельцы ЧУП «Брила» арендовали почти 76 кв. м нежилого подвального помещения у тогда еще известной сети ателье «Витебский рассвет». Директор частного предприятия Ирина Анисимова рассказала, что за годы деятельности салон обзавелся постоянными клиентами, достойным имиджем, не менее 10 тысяч долларов было вложено в ремонт и благоустройство арендуемых площадей. По словам предпринимательницы, она следила за санитарным состоянием своих помещений. Ирина Анисимова исправно платила коммунальные и арендные платежи. Не удивительно, что 1 апреля 2013 года договор с добропорядочным арендатором продлили на три года.
Но после банкротства «Витебского рассвета» отношения с назначенным антикризисным управляющим Валерием Жегуловичем не сложились. Он обнаружил, что 15 августа 2014 года работники РУП «Витебск-энерго» за нарушения в работе электросчетчика в здании наложили на ОАО «Витебский рассвет» штраф в 25 млн рублей. Руководство предприятия с санкциями не согласилось и возложило оплату штрафа на арендатора, ссылаясь на то, что счетчик был установлен в помещении салона красоты. Спор продолжился в экономическом суде, куда обратился антикризисный управляющий. Выяснилось, что электросчетчик числится на балансе ОАО «Витебский рассвет», а учет электроэнергии, потребляемой салоном красоты, осуществляется отдельным прибором. 10 февраля суд отказал ОАО «Витебский рассвет» в исковых требованиях к арендатору. И к 25 млн штрафных санкций добавились более 5 млн рублей, которые предприниматель была вынуждена потратить на услуги адвоката. К слову, штраф до сих пор не выплачен.
– После всего этого с Жегуловичем я общаюсь только через официальные запросы, на которые в нарушение Закона «Об обращении граждан» ответов нет, – рассказывает Ирина Анисимова, – В свою очередь он направляет мне счета с надуманными требованиями по оплате за электроэнергию, а также письма с угрозами отключить салон от трансформаторной подстанции. Работать крайне сложно, в коллективе нервозная обстановка, увольняются опытные мастера, нет уверенности в завтрашнем дне. Обидно, что мне не дают спокойно доработать на этом месте один год. Этого бы вполне хватило, чтобы найти новое помещение, подготовиться к переезду и так далее.
Предпринимательница неоднократно делала попытки договориться с арендодателем мирно. Ирина Анисимова, откликаясь на настойчивые просьбы антикризисного управляющего, подписала 5 января 2015 года дополнительное соглашение к договору аренды. Согласно ему она получила в аренду еще и теплопункт площадью почти 3 кв. м, который к деятельности парикмахерской никак не относится, но арендную плату за него вносить приходится, как и следить за чистотой.
Но этим конфликт не ограничился. За последние несколько месяцев ЧУП «Брила» выставили несколько счетов за освещение мест общего пользования, а также ОАО «Витебский рассвет» пересчитало арендную плату с 2012 года, доначислив 31,5 млн рублей. По словам Ирины Анисимовой, она устала жить в борьбе и под постоянным прессингом.
– И все это на фоне экономического кризиса, оттока клиентов, – жалуется Ирина Александровна. – Мы и так едва выживаем. Сотрудников жаль, ведь у нас хороший коллектив, люди хотят работать.
С другой стороны
Антикризисному управляющему высшей квалификации Валерию Жегуловичу, назначенному в сентябре прошлого года, досталась нелегкая работа. У «Витебского рассвета» на данный момент более 30 кредиторов и около 5 млрд рублей долгов. Притом что остаточная балансовая стоимость имущества предприятия составляет чуть более 2,5 млрд рублей.
– Я не вижу конфликта в ситуации с нашим арендатором ЧУП «Брила», – отмечает он. – Я просто делаю свою работу – минимизирую текущие убытки, действую в соответствии с Законом Республики Беларусь «О несостоятельности (банкротстве)» в конкурсном производстве. Кредиторы и так слишком долго ждут возврата долгов. Все по закону.
Комментировать отказ суда в исковом заявлении «Витебского рассвета» на 25 млн штрафных рублей Валерий Ефимович отказался, но заметил, что прежнее руководство предприятия плохо делало свою работу, не контролировало арендаторов, техническое состояние электросчетчиков и так далее.
– Неудивительно, что при проверке энергонадзора были выявлены проблемы. Но штрафовать банкрота – нонсенс, – считает антикризисный управляющий.
Валерий Жегулович подтвердил, что действительно претензии по оплате за потери электроэнергии ЧУП «Брила», и не только ему (у «Витебского рассвета» 29 арендаторов), выставляются регулярно.
– Первое, на что я обратил внимание, когда вступил в должность, это огромные платежи предприятия за электроэнергию, порой до 100 млн в месяц, – объясняет он. – Хотя ни одно ателье не работает. Это касается и «Аленки» на улице Суворова. А перерасход энергии есть. По 100-200 киловатт в месяц. Почему ОАО «Витебский рассвет» должно нести эти затраты? Логично, что обязываю арендаторов, и не только ЧУП «Брила», оплачивать счета по потерям. А если кого-то это не устраивает, то как энергоснабжающая организация мы вполне можем отключить электропитание. Договоры аренды это позволяют.
По словам антикризисного управляющего, в ситуации с ЧУП «Брила» цена вопроса – 100-150 тысяч рублей в месяц, а то и меньше, и собирать тома переписки не стоит. В связи с этим в феврале 2015-го ОАО «Витебский рассвет» официально прекратил переписку с Ириной Анисимовой.
– Все объяснялось много раз, вопрос исчерпан, – считает Валерий Жегулович. – У антикризисного управляющего много других забот, помимо пререканий с арендаторами. В этом же здании находится кафе, принадлежащее ООО «ВитВар», которое подключено к электросети отдельно, но все равно платит за перерасход электричества. Условия для работы у Анисимовой хорошие: низкая для исторического центра арендная плата, всего около 3 долларов за квадратный метр, не взимаются деньги по налогам на землю, недвижимость, охрану и другие платежи.
Еще одним шагом антикризисного управляющего по уменьшению текущих затрат обанкротившегося предприятия стал пересмотр арендных договоров с целью включения в них мест общего пользования, которые арендаторы раньше не оплачивали.
– Это нормальная практика и не моя проблема, что прежнее руководство на это закрывало глаза, – отмечает Валерий Ефимович. – Поэтому в арендуемые площади ЧУП «Брила» включили теплопункт, а перерасчет арендной платы сделан с учетом добавленных площадей согласно подписанному дополнительному соглашению с ЧУП «Брила». Сколько можно мешать друг другу? Я еще раз рекомендую ЧУП «Брила» платить по выставленным в соответствии с законом счетам и спокойно работать. Больше у нас к ним претензий нет, и мы даже готовы закрыть глаза на перерасчет арендной платы, сделанный за прошлые годы.
Ситуацию прокомментировал начальник Витебского отделения Энергосбыта Алексей Маркин:
– Руководство этого предприятия и нам говорит, что не потребляет электроэнергию в связи с тем, что ателье «Аленка» не осуществляет хозяйственной деятельности с сентября 2014 года, а поэтому требует отключения линии от трансформаторной подстанции. Но наши специалисты выезжали на объекты и установили, что это не совсем так. Что касается ЧУП «Брила» и ОАО « Витебский рассвет», то мой совет: стоит еще раз все обсудить и договориться. Они знают реальное положение дел.
Наталья Воробьева, которая на момент подготовки публикации являлась начальником управления экономики Витебского горисполкома, отметила, что ОАО «Витебский рассвет» сейчас действительно находится в очень непростом финансовом положении и в условиях процедуры банкротства вмешиваться в дела этого субъекта хозяйствования вправе только судья экономического суда, ведущий данное делопроизводство.
– Насколько мне известно, на данном этапе никаких противоправных действий со стороны антикризисного управляющего суд не отмечает, – сообщила Наталья Александровна. – Но споры между арендатором здания на улице Суворова и арендодателем действительно имеют место. Лично я советую им сесть за стол переговоров и расставить все точки над і. Проблема не столь уж и велика.
Также Наталья Воробьева считает, что здание с коммерческой точки зрения находится в очень удачном месте, и в случае продажи с аукциона особых сложностей с его реализацией не будет. Причем, скорее всего, новый собственник также задействует здание в сфере услуг. Подготовка документации для проведения торгов уже ведется.
Фото Александра КУТЫНКО