Областной краеведческий музей представляет раритеты из своих фондов. Украшением музейной коллекции декоративно-прикладного искусства являются работы Николая Михолапа (1886 — 1979).
Этот художник-керамист, график, промышленный дизайнер, фотограф известен как директор первой в Белорусской ССР Государственной картинной галереи (ныне Национальный художественный музей), автор первых художественных изделий Минского фарфоро-фаянсового завода. Михолап внес значительный вклад в разработку технологии керамических материалов, в создание эталонов, керамических форм, в организацию фарфоро-фаянсового производства, создавал новые виды глазури. С 1925 по 1930 годы Николай Михолап жил в Витебске, куда был приглашен в качестве первого руководителя гончарно-керамического отделения Витебского художественного техникума.
Работы Николая Михолапа находятся в коллекциях многих белорусских музеев. В фондах Витебского областного краеведческого музея представлено 13 предметов из керамики: вазы, изразцы, шкатулка, ковш и другое.
Наиболее ценной и редкой является статуэтка «Зубр», созданная в 1913 году
Зарисовки для нее делались в Беловежской пуще, где в XIX веке была установлена огромная скульптура зубра в память об удачной царской охоте. Керамический зверь Николая Михолапа – тяжеловесный, с мощной головой, длинной шерстью – впервые предстал на минской выставке 1915 года «Художники – воинам». К сожалению, ранние работы этого автора практически не сохранились. «Зубр» – редкое исключение.
Изображение дикого лесного быка давно уже воспринимается как символ Беларуси, ее национальный образ. Но именно Михолап был первым белорусским художником, который почувствовал необходимость воплотить эту идею
Художник разработал тему зубра для промышленной скульптуры.
Другие работы Николая Михолапа отличаются органичным вплетением мотивов белорусской природы. Вазы и изразцы «Бульба», «Ленок», «Ландыш» характеризуют художника как лирика с тонким ощущением природной гармонии форм и цвета. Природу Беларуси Михолап не просто любил, он ее знал и с огромным интересом изучал: собирал чучела птиц, зарисовывал и делал гипсовые слепки с початков кукурузы, клубней картофеля, украшал вазы цветами клевера и льна.
Существенный вклад внес художник и в архитектурное украшение белорусских городов послевоенного периода. Николай Прокопьевич разрабатывал и проектировал лепку фасадов домов, фонарные столбы, решетки, перила мостов. Например, на улицах Витебска были установлены мачты фонарей, украшенные орнаментом по мотивам слуцких поясов.
Лилия Надточий, старший научный сотрудник ВОКМ, Витебск.
Фото из архива «Витебских вестей»