Недавно завершился финальный этап республиканских олимпиад по учебным предметам, в котором участвовали 198 одаренных школьников и гимназистов Витебщины. Об интеллектуальном потенциале молодежи региона рассказал начальник управления образования облисполкома Дмитрий Хома.
Учитель физики витебской гимназии №7 Елена Марутько
подготовила больше сотни олимпиадников
самого высокого уровня и
призеров престижных интеллектуальных турниров.
— В этом году учащиеся завоевали 70 дипломов и 15 похвальных отзывов. Это меньше, чем в прошлом году, когда было 80 дипломов, но любая победа дорогого стоит, а любой результат должен работать на развитие.
— В каких предметах наши учащиеся традиционно сильны? Почему?
— Это белорусский язык (11 дипломов), информатика (8), география (7), физика (6), химия (6). В этом году улучшились результаты по английскому языку. Вместе с тем оставляет желать лучшего работа с учащимися по истории, обществоведению, трудовому обучению. Пару лет назад по этим предметам ребята завоевывали до 16 дипломов, а сейчас – лишь 4, что, конечно, снизило общий результат.
Среди учебных заведений, где традиционно сильна работа с одаренными детьми, отмечу витебские гимназии №№1, 2, 8, полоцкую гимназию №2. Есть успехи на республиканском этапе олимпиад и у сельчан, например, в Дрисвятском детском саду-средней школе Браславского района, Прозорокской и Кировской детских садах-средних школах Глубокского района, Краснолукском детском саду-средней школе Чашникского района, Дуниловичском детском саду-средней школе и Воропаевской средней школе Поставского района, средней школе №1 Городка и других.
Среди педагогов, которые из года в год готовят победителей олимпиад, стоит выделить витебских звезд: учителей информатики — Веронику Лактину, биологии — Аллу Моралину, химии — Руслана Шклейника, физики — Елену Марутько, географии — Сергея Кривенко, математики — Александра Шуголя и Тамару Безлюдову, французского языка – Валентину Пересторонину; из Полоцка — учителей физики Ольгу Драгун и Елену Григорьеву, белорусского языка и литературы Елену Козлову; из Глубокского района — учителя географии Елизавету Дмитриеву и белорусского языка и литературы Татьяну Борткевич и многих других.
Конечно, у каждого педагога и его ученика есть своя уникальная формула успеха, но основные слагаемые – это высокий профессионализм, огромное трудолюбие и вера в собственные силы.
— Какую поддержку сегодня имеют учителя и их ученики?
— Победители республиканской олимпиады получают поощрения Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов. Лучшие ученики и педагоги также отмечаются свидетельствами и премиями облисполкома. Для учителей это 10 БВ за каждого победителя олимпиады, а для учащихся в зависимости от степени диплома – от 10 до 20 БВ. Для победителей областного и республиканского этапов олимпиад есть льготы при поступлении в вузы. Так, согласно законодательству без вступительных испытаний в высшие учебные заведения зачисляются победители (обладатели дипломов І, ІІ, ІІІ степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам (в год приема) при поступлении на специальности, для которых данный предмет является первым профильным испытанием. Исключение — «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право». По данным специальностям выставляется 100 баллов по одному из предметов вступительных экзаменов.
Начальник управления образования
облисполкома Дмитрий Хома.
С недавних пор появилась возможность поступать без вступительных испытаний на ряд педагогических специальностей также победителям областного этапа предметных олимпиад.
— Как вы думаете, что нужно делать, чтобы олимпиадников становилось больше?
— Уже на уровне школы необходимо разглядеть способного ученика, создать для него ситуацию успеха. Многое зависит и от подготовки самого учителя, его умения работать над развитием ребенка. Важно, чтобы данный процесс был круглогодичным. А для этого необходимо использовать возможности летних профильных оздоровительных лагерей, в течение года проводить внутришкольные и районные (городские) олимпиады по учебным предметам для учащихся начальных классов, среднего звена. Стоит шире использовать потенциал преподавателей региональных вузов, создавать авторские классы для лучших педагогов, открывать так называемые школы одаренных детей, в которых, помимо уроков, будет проходить углубленная подготовка по учебным предметам.
Сегодня в области 25 гимназий и один лицей, отбор в которые конкурсный. Поэтому каждое из этих учреждений должно иметь высокие результаты не только в обучении, но и в олимпиадном движении.
Особая ставка также делается на профильное обучение и допрофильную подготовку учащихся, ведь в области с 1997 года в данном направлении накоплен колоссальный опыт. Думаю, что в комплексе все это и станет фундаментом нашего успеха.
Фото Антона Степанищева и Дмитрия Осипова