Накануне праздника корреспонденты «ВВ» побывали в нештатной роте почетного караула (РПК) 103-й гвардейской отдельной мобильной бригады сил специальных операций, понаблюдали за тренировками и ознакомились с бытом солдат.
Без них не обходится ни одно значимое событие в жизни города и области. На торжественных мероприятиях они обращают на себя внимание отменной выправкой и хорошей координацией, хладно-кровием и невозмутимостью, син-хронностью и четкостью движений.
Собственно, это обычное боевое подразделение бригады, только с дополнительной нагрузкой. Как рассказал ответственный за подготовку роты почетного караула (РПК) гвардии лейтенант Илья Чернявский, в течение учебной недели солдаты подразделения на несколько часов больше других десантников занимаются строевой подготовкой. За год принимают участие почти в 50 мероприятиях, вместе с военным оркестром дают до 5 плац-концертов по особо важным государственным праздникам.
Непосредственно занятия в подразделении проводит военнослужащий по контракту гвардии сержант Сергей Васильев, который в 2008-2009 годах проходил срочную в роте почетного караула Минской военной комендатуры и не понаслышке знает тонкости исполнения парадно-строевых элементов (с завидным уровнем мастерства минской РПК можно ознакомиться на всех торжественных мероприятиях, которые проходят в столице). Из своей армейской юности Сергей вспоминает, как в 2009 году в течение трех месяцев по 6 часов в день 144 военнослужащих готовились к плац-концерту, который проходил во время парада на День Независимости Беларуси.
Рота почетного караула в мобильном соединении была создана в 2003 году при финансовой поддержке облисполкома. Областные власти выделили средства на пошив парадной формы. На стажировку в Минск был отправлен представитель бригады. С тех пор профессиональные навыки из поколения в поколение передают солдаты 3-й роты 357-го отдельного гвардейского мобильного батальона (его командир гвардии майор Валерий Булыго является лауреатом премии «Человек года Витебщины-2015»). У военнослужащих должны быть соответствующие физические данные (рост от 180 см) и морально-психологические качества.
Существует и такое понятие, как мышечная память, – когда приемы и элементы строевой подготовки запоминаются на подсознательном уровне. Даже если среди ночи разбудить натренированного солдата, он с ходу в точности повторит упражнение – потому что мышечная память замечательная. Но, безусловно, ее нужно упорно тренировать. Для того чтобы довести до идеального выполнение только одного элемента, требуется не менее двух недель тренировок. К примеру, один из простых приемов «На караул!» необходимо повторить его не менее двух тысяч раз, чтобы исполнить без сучка, без задоринки. А для достижения слаженности действий разработана счетовая система. Каждое движение совершается под счет: «раз-два-три-четыре-пять…». Об интенсивности занятий свидетельствуют и расщепленные от многочисленных ударов о плац приклады карабинов. Правда, это тренировочное оружие – для выступлений имеется парадное.
В отличие от РПК Минской комендатуры, где парадная форма шьется по индивидуальным лекалам, у витебских десантников мундиры рассчитаны на несколько поколений солдат. А потому отношение к ней бережное вдвойне. После увольнения «дембеля» на его место командиры стараются подобрать схожего по физическим параметрам молодого бойца. Среди оригинальных элементов одежды у военнослужащих РПК – хромовые сапоги, галифе, «полковничьи» каракулевые шапки.
Для личного состава РПК помимо строевой не менее важна и психологическая подготовка. Перед выступлениями у молодых солдат нет-нет да и начинается мандраж, что вполне понятно: за их действиями следят сотни глаз, десятки теле- и фотокамер. Здесь необходима квалифицированная помощь опытных товарищей и командиров. Самое главное – добиться собственной отрешенности. Образно говоря, в момент выступления голова должна быть совершенно свободна от ненужных мыслей, способных выразить эмоции на лице – волнение, неуверенность… Воину РПК позволено лишь двигать глазами – и больше никакой реакции на сложившуюся вокруг ситуацию.
А «провокаций» хватает. Гвардейцы рассказывают, что на праздниках к замершему караульному запросто могут подойти дети. Иные трогают карабин, спрашивают, можно ли из него пострелять. А о девушках вообще разговор особый: просят подруг сфотографировать их с солдатом или без обиняков интересуются номером телефона. Хоть ты на прикладе карабина пиши, шутят десантники.
После увольнения в запас многие солдаты РПК 103-й гвардейской отдельной мобильной бригады устраиваются на службу в силовые структуры. Их выправка, закалка, дисциплинированность остаются образцовыми на долгие годы. Такие люди везде нужны.
Фото Антона Степанищева.