Корреспонденты «ВВ» ознакомились с работой отдела путевых работ филиала «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь».
От Суража до Полоцкой ГЭС
По словам главного инженера предприятия Дениса Криуша, на протяжении последних пяти лет обслуживается 197,3 км реки Западная Двина от Суража до Полоцкой ГЭС.
На сотрудников Витебскводтранса возложены обязанности по содержанию навигационного оборудования, тралению, дноочищению, а также — по эксплуатации судоходного шлюза Витебской ГЭС. Благодаря четкости в работе за последние годы не зафиксировано ни одного аварийного случая.
На протяжении обслуживаемого пути устанавливается 81 металлический буй, 76 деревянных вех, обозначающих кромки фарватера. С падением уровня воды судоходное русло сужается, соответственно переставляются и навигационные знаки. К слову, буи весом в несколько десятков килограммов крепятся на толстой проволоке с бетонным грузом, аналогичный отвес имеют и вехи, представляющие собой жердь длиной 7 – 10 м.
Служба контролирует состояние перевальных столбов (если идешь на него, значит, держишься наиболее глубокого и безопасного хода), километражные знаки и указатели с названием основных притоков, впадающих в Западную Двину.
Почти 200 км обслуживают экипажи двух двенадцатиметровых катеров с прикрепленными к ним баржами аналогичных размеров, которую речники называют завозня – на ней перевозят все необходимое оборудование. На «Путевом-3» и СК-05 по три члена экипажа. Первый обслуживает участок от Старого Села Витебского района до Суража, второй – от Старого Села до Полоцкой ГЭС.
Экипаж
«Путевой-3» возглавляет капитан-механик, мастер пути Игорь Иванов. Он вырос и живет в витебском микрорайоне Тирасполь. Профессию речника избрал 37 лет назад по совету дяди. Шестнадцатилетним юношей начинал лебедчиком на кране, затем был мотористом. После окончания школы командного состава в Гомеле стал капитаном.
Моторист Никита Шилов устроился сварщиком в мастерскую порта, где токарем работал его отец. Потом уехал в Москву на заработки и вернулся на двинские волны. Ему нравится река и уникальная профессия.
47-летний Олег Матюшкин мотористом стал недавно, большую часть жизни трудился водителем. Он говорит, что вырос на Двине в микрорайоне Марковщина, постоянно видел проходящие теплоходы и мечтал работать на них. Год назад знакомые подсказали, что в Витебскводтрансе есть вакансия. Новоиспеченный моторист говорит, что работать приходится с тяжелыми и габаритными предметами на достаточно узком пространстве, поэтому важны четкие командные действия. И, безусловно, думать о безопасности, как своей, так и напарника.
Важная задача экипажей – поиск препятствий (больших камней и затонувших бревен) в фарватере. После зимы валуны иногда сдвигаются льдом или смещаются, подмытые водой, что может помешать безопасному судоходству. При тралении катер становится боком к течению, поперек фарватера опускается специальная труба. При касании с крупным предметом место фиксируется, и сюда направляется земснаряд. «Путевой-3» особо «утюжит» участок в пределах Витебска, так как здесь курсируют пассажирские теплоходы.
Года три назад при выполнении дноочищения возле заказника «Чертова борода» ковш экскаватора поднял пулемет от советского самолета.
Рабочий день экипажей катеров длится 12 часов. Игорь Иванов рассчитывает время так, чтобы при выполнении задания оставить судно в порту или на Витебской ГЭС и приехать домой на автомобиле. А вот у экипажа СК-05 под командованием Николая Кокошко маршрут более дальний и часто приходится ночевать на реке. Каюта катера рассчитана на четырех человек, есть три источника обогрева: от двигателя судна, буржуйка и дизельный калорифер.
Игорь Иванов отмечает, что на Западной Двине много уток и цапель. Беспокойство рыбаков может вызвать нашествие бакланов. Прожорливая птица, съедающая до 1 кг рыбы в день, массово гнездится в районе Витебской ГЭС и постепенно расширяет свой ареал. Корреспонденты «ВВ» во время поездки на катере собственными глазами видели трех бакланов, промышляющих на реке между Витебскдревом и поселком Тарный.
Рыбакам на заметку. Не стоит забрасывать спиннинги к буям и вехам – можно потерять снасть. По осени речники собирают хорошую коллекцию блесен и воблеров.
Новая жизнь старого буксира
В нынешнем году предприятие начало модернизацию старого буксира. Он построен в Гомеле в 1975-м и был поставлен на прикол в 2010-м.
По словам начальника филиала «Витебскводтранс» Анатолия Леонова, на судне будет новая рубка, двигатели и генераторы, три каюты и кают-компания, большой камбуз (кухня), санузел, душевая кабина, вся необходимая бытовая техника. Самое главное – судно будет оборудовано гидролокатором и эхолотом, фиксирующими в онлайн-режиме глубины и препятствия. Это позволит экономить время и бюджетные средства при обследовании дна.
Фото Петра ЧИМКОВСКОГО