В годы Великой Отечественной войны на окраине Витебска находилась территория смерти – печально известный фашистский концлагерь «5-й полк». Там фашистские изверги заставляли пленников заниматься тяжелым физическим трудом, в том числе детей. Люди работали и жили в нечеловеческих антисанитарных условиях. Тех, кто старался уклониться или падал без сил, изверги жестоко избивали и убивали. Также узники умирали от болезней, а еще – от укусов грызунов. О новых ужасающих фактах происходившего в концлагере, становится известно из воспоминаний очевидцев той трагедии.
– Под Витебском находилась линия фронта, и меня, маленькую, по распоряжению немцев забирали копать окопы, – вспоминает бывшая малолетняя узница Мария Кулькова (здесь и далее фамилии изменены). – Мы с еще одной девочкой убежали. Когда нас поймали немцы в лесу, то оправили в лагерь «5-й Полк». В лагере находилась около двух лет. Нас, наравне со взрослыми, гоняли копать окопы, землянки для немецких блиндажей. Помню, как однажды после работы мы мыли лопаты, и одного мальчика немец-надзиратель со всей силы ударил лопатой за нечисто вымытый инструмент. И потом того мальчишку мы больше не видели. Кормили нас только голой баландой. Практически голодали.
Впрочем, даже жидкая похлебка узникам доставалась не каждый день. Зачастую им приходилось питаться подножным кормом. В лучшем случае хлебом с опилками, что давали немецкие оккупанты. При этом, по воспоминаниям узников, надзиратели концлагеря относились к заключенным как к животным.
– Со слов матери, нам приходилось кушать траву, которую находили у себя под ногами, – говорит Зинаида Ремшова. – Если немецкие солдаты видели детей со светлыми волосами и голубыми глазами, то их забирали у матерей. Что происходило дальше с этими детьми, мне не известно. Мать меня спасла от данной участи: так как я была светлая, то она остригла мне волосы и намазала меня какой-то плохо пахнущей черной мазью. Если кто-то из узников ослушивался либо пытался убежать, их избивали и расстреливали.
Как отмечают узники, в концентрационном лагере царила антисанитария, из-за чего распространился брюшной тиф.
– Больные, которые не могли встать и получить пайку еды, умирали от голода, – вспоминает Софья Шолкова. – Также узники гибли от холода. Туалет был на улице, через ручеек положено бревно и кругом досками оббито, кто слаб, приседал на бревно по нужде, некоторые падали в яму с жижей и тонули: мама говорила, что от утопших только волосы плавали на поверхности ямы. Я тоже тяжело болела тифом.
Как вспоминают бывшие узники, всех заболевших немцы расстреливали. При этом в антисанитарных условиях распространились грызуны, которые стали еще одной напастью для узников.
– Как-то меня укусила крыса за спину, – вспоминает Валентина Михайлова. – А моя сестра после укуса крысой за ногу умерла.
Обо всех этих историях рассказала помощник прокурора Витебска Людмила Познякова, которой обстоятельства тех страшных времен стали известны в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида населения современной территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны нацистскими преступниками и их соучастниками. Работа эта продолжается.
– В рамках расследования уголовного дела с апреля 2021 года по республике допрошено свыше 16 тысяч человек, из них более 2,5 тысяч в Витебской области, – говорит официальный представитель надзорного ведомства Придвинского края Ирина Тарасевич. – Среди них более половины – узники концлагерей и лагерей смерти, их родственники, иные свидетели и очевидцы злодеяний немецко-фашистских захватчиков и коллаборационистов. Установлено не менее 63 ранее неизвестных мест массового захоронения мирных жителей, в 3 из которых произведены раскопки. Назначены и проведены сложные судебные экспертизы для установления давности и обстоятельств гибели людей.