Задача подросткового возраста — отделение от родителей для активного поиска себя, своего места в мире. Оно необходимо, чтобы подросток по-настоящему ощутил ответственность за самостоятельно предпринятые шаги в любой области, в том числе в отношении собственного здоровья.
Родители далеко не всегда готовы к взрослению своих детей, и вот тогда начинаются конфликты – от бойкотирования ребенком просьбы до ухода из дома. Об этом сообщила заведующая детско-подростковым психиатрическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова, которую мы попросили прокомментировать особенности подросткового периода. По ее словам, этот период начинается с 11 – 12 лет (это младшие подростки) и заканчивается 16 – 17 годами (старшие подростки). Это возраст полового созревания. Новый этап формирования личности. Особенности развития проявляются в том, что начинаются трудности в отношениях со взрослыми (упрямство, непонимание, негативизм), отделение от родителей и попытка найти свою компанию вне дома, обесценивание успехов и школы, так как важное для ребенка теперь происходит вне школы, сравнение друг с другом, склонность к самоанализу, поиски себя и понимающего товарища.
– Что считается нормой в поведении подростка, а что выходит за рамки?
– Изменения во внешнем виде характерны для этого возраста. Подростки следуют моде, поэтому могут носить вызывающую одежду или красить волосы в неестественные цвета. Даже если ребенок заявляет о своем желании сделать тату – воздержитесь от жесткой критики, это ведь не самое плохое, что он может сделать в жизни.
Изменения во внешнем виде должны насторожить в том случае, если они сопровождаются проблемами в школе или другими проявлениями плохого поведения. Обращайте особое внимание на то, нет ли на теле подростка порезов, следов ожогов, на резкое изменение его веса.
Тревожными сигналами следует считать, если подросток конфликтует при любых ситуациях, если появились проявления жестокости дома или в школе, если ввязывается в драки и совершает противоправные поступки. Все эти признаки свидетельствуют о его ненормальном поведении.
Между тем частая смена настроения у подростка является нормой, так как в организме происходят гормональные изменения, вызывающие трудности с контролем эмоций. Однако резкие изменения в характере, постоянные беспокойство и грусть или проблемы со сном могут свидетельствовать о депрессии, буллинге или других эмоциональных проблемах. Если говорить в целом, то беспокойство должно вызывать не свойственное именно вашему ребенку поведение: отказ от любимой еды, одежды, любые изменения в обычном поведении: был общительным – стал замкнутым, был замкнутым – стал слишком общительным.
– Есть ли какие-то психические заболевания, которые развиваются или обостряются именно в подростковом возрасте?
– В подростковом возрасте действительно начинают проявляться многие заболевания. Часто это то, что связано с симптоматикой различных невротических расстройств (обкусанные ногти, плохой сон, тревожность, головные боли, сильная утомляемость, раздражительность). Еще к этой группе я бы отнесла состояния, близкие к психотическим. В этих случаях без помощи психиатра не обойтись, ведь границы между нормой и патологией чрезвычайно размыты, особенно в подростковом возрасте. И такой, например, симптом, как наличие несуществующего друга (подруги), может присутствовать и у психически здорового ребенка, и у ребенка с намечающейся психопатологией. Поэтому, если родителей беспокоит состояние их чада, лучше показать его психологу, а тот при необходимости направит к психиатру.
Тем не менее, когда ребенок начинает замыкаться, избегать общения со сверстниками (именно со сверстниками, поскольку для подростков избегать общения с родителями вполне нормально), демонстрировать аутоагрессивное поведение – рвать на себе волосы, наносить порезы, – стоит поторопиться с визитом к врачу.
– Слышала такое мнение, что если ребенок не пережил все «прелести подросткового периода», не бунтовал, не искал себя, а был тихим и послушным, то это чревато проблемами во взрослой жизни. Так ли это?
– Действительно, так предопределено природой, что подростковый возраст – это время поиска себя в быстро изменяющемся мире, время преодоления многих сложностей. И ребенку важно попробовать что-то новое, необычное, зачастую то, что запрещают родители. А ведь преодолеть запрет — это значит взять ответственность за это действие на себя, впервые попробовать быть независимым, взрослым, компетентным.
Но иногда запреты в семье настолько сильные, что подавляют волю ребенка. И подростковый возраст проходит «тихо и мирно», без потрясений и проблем. И тогда «взросление» по вине родителей может быть отложено на неопределенный срок, что выливается в инфантильность, неспособность подростка самостоятельно принимать решения, например, где ему учиться, чем заниматься в жизни, с кем жить. Такой подросший телесно, но не созревший психологически «вечный ребенок» может десятилетиями жить с родителями, не желая устраивать свою карьеру и личную жизнь, приняв позицию ребенка как самую удобную.
Иногда случается, что взросление все же наступает с заметным опозданием, и тогда мы встречаемся с 25 – 30-летним «подростком», которому хочется «чудить» и пробовать жизнь на вкус тогда, когда у него уже есть семья и общество требует от него ответственного поведения.
Жизнь окружающих его людей становится невыносимой — он, как правило, склонен разрушать привычный уклад жизни, семью, необоснованно менять работу и образ жизни, увлекаться опасными видами спорта.
Поэтому родительская задача — понимать особенности подросткового возраста. Родителям надо научиться справляться со своими страхами («а вдруг с ним случится что-то страшное…он не сможет это преодолеть…он уйдет в плохую компанию…») и не вешать свою тревогу на подростка, не прогнозировать плохое, а отмечать, что это всего лишь опыт. А если ребенок не имеет опыта, это действительно плохо для его дальнейшего развития и реализации себя во взрослой жизни.
– Часто у подростков возникает ощущение полного непонимания со стороны близких и родных. Им кажется, что они одни во всем мире и никому не нужны. Нередко в таком состоянии у них появляются суицидальные мысли…
– Подросток часто бывает невыносим и ужасен. Он редко дает себя обнять и приласкать. Постоянно отстаивает свои интересы, даже если от него ничего не требуют. У него в голове две главные мысли: первая – что его никто не понимает, он один в этом мире, и вторая – что он не может умереть, что бы ни случилось. Смерть – это не для него, а для других. И даже если он будет ехать на большой скорости на мотоцикле или автомобиле, он не попадет в аварию. Спрыгнув с 10-го этажа, не умрет при падении. Зачастую подростки воспринимают смерть не как конец жизни, а как переход в другое состояние, как сон, после которого можно проснуться и снова вернуться к жизни. Нельзя забывать, что в подростковом возрасте психологические мотивы, толкающие к рискованному или суицидальному поведению, могут быть совершенно незначительными с точки зрения взрослых – плохая оценка и угроза наказания за нее, жестокая шутка, запрет на пользование интернетом и др.
Переходный возраст – это самый сложный этап становления взрослой личности. Именно поэтому среди данной возрастной категории крайне высок процент совершения суицидов. Суицидальное поведение выбирается как способ коммуникации, когда другие способы неэффективны.
Родителям следует серьезно относиться к любым упоминаниям подростком о суицидальных мыслях или высказываниях. Сегодня очень просто найти информацию о способах совершения суицида, и есть люди, которые будут поддерживать идею, что суицид — это выход из любой ситуации. Мы не можем оградить детей от всего мира, и вокруг них всегда будет много различного рода провокаций, но подросток, который не испытывает постоянного непонимания и одиночества, будет более устойчив к ним.
Необходимо помнить, что истинную глубину проблемы может оценить только специалист, поэтому при появлении тревожных признаков у подростка нужно срочно обратиться к психологу. Он определит степень риска суицида у подростка, сориентирует его на поиски выхода из создавшейся сложной ситуации или поможет изменить отношение к тем проблемам, которые решить, по мнению ребенка, невозможно.
– Как вести себя родителям, чтобы подростковый период и для детей, и для них самих прошел с наименьшими психологическими потрясениями?
– Постарайтесь сохранить в семье атмосферу доверия: не бойтесь рассказывать ребенку о своих чувствах, слабостях, неудачах, участвуйте в его жизни, старайтесь все делать вместе – так вы будете поддерживать контакт с сыном или дочерью.
Необходимо установить заботливые взаимоотношения с ребенком, быть внимательными слушателями, искренними в общении. Важно спокойно и доходчиво расспросить о тревожащей проблеме, определить источник психического дискомфорта, вселить надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
Запаситесь огромным терпением, любовью и, главное, умением прощать. Чтобы пройти этот период без потерь, вам понадобятся дипломатия и гибкость. Будьте терпеливы и тактичны. Научитесь слушать и слышать своих детей. И тогда все трудности останутся позади!
Однако если вы заметили, что ребенок в опасности, посоветуйте ему незамедлительно обратиться к специалистам или сами позвоните в кризисную службу. Этот звонок может спасти ему жизнь. Телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-801-100-16-11. Телефон доверия в Витебске: 8 (0212) 61-60-60.
Что должно насторожить родителей: самоизоляция от друзей и семьи, замкнутость; нарушение аппетита, сна, самочувствия, частые жалобы (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, сонливость); пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; нарушение внимания, снижение работоспособности; агрессивность и эмоциональная нестабильность; симптомы депрессии и асоциального поведения; погруженность в размышления и разговоры о смерти; отсутствие планов на будущее.
Фото из открытых источников.