В этом учебном году на Витебщине за школьные парты сядут почти 12 тысяч первоклассников. Как отправить маленького ребенка в школу с минимальным стрессом для его здоровья рассказывает главный внештатный педиатр управления здравоохранения облисполкома Людмила Яцко.
– Людмила Викторовна, расскажите, что подразумевают медики, говоря о готовности ребенка к школе?
– Принято считать, что это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья и социально-психологической адаптации. Это интегральная характеристика включает, прежде всего, определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и так далее.
Многие взрослые ошибочно считают, что готовность к школе определяется прежде всего объемом знаний, которыми владеет ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей и особенности их развития в расчет не принимаются. Но такой подход может привести ребенка к срыву. Поэтому на начальном этапе подготовки к школе и в первый год занятий очень велика ответственность родителей, которые должны внимательно следить за состоянием школьника. Неготовыми к систематическому обучению считаются дети, имеющие недостаточный уровень развития речи, выраженные дефекты звукопроизношения, дети, имеющие недостаточную самостоятельность, робость, заторможенность, повышенную утомляемость.
– В чем особенности адаптации младших школьников?
– Фактически это новый этап жизни маленького человека, а, значит, новое для него все: обстановка, режим дня, учитель, стереотип поведения, психоэмоциональное состояние. От того, как пройдет адаптация к школе во многом зависит успешность учебы в будущем. Наиболее выраженные изменения в здоровье первоклассников прослеживаются в течение первого полугодия. Трудности проявляются чаще всего в ухудшении наиболее чувствительных параметров сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и, особенно, нервно-психической сферы. Более тяжелое протекание адаптации возможно у детей, имеющих хронические заболевания, недостаточный уровень функциональной готовности к школе, отставание физического развития.
– Есть ли какие-то признаки, по которым можно судить о трудностях школьной адаптации?
– Это, прежде всего, нарушения в поведении, во взаимоотношениях с одноклассниками, снижение речевой активности, неустойчивое эмоциональное состояние, снижение аппетита, продолжительности и глубины сна. Но если в течение 2-3 недель состояние ребенка нормализуется, значит – адаптация прошла легко.
Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, а родители отмечают у детей боли в животе, частое мочеиспускание, изменения температуры тела, усиленное потоотделение, возможно, появление сыпи – это значит, снижается общая сопротивляемость организма. Это адаптация средней тяжести, ее длительность 30-35 дней.
Изменения здоровья при тяжелой адаптации проявляются в снижении массы тела, нарастании астено-невротических реакций (быстрая усталость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и другие), снижение гемоглобина крови, ухудшение нервно-психического здоровья (головные боли, нарушение сна, изменение аппетита), падение общего мышечного тонуса, что приводит к нарушению осанки, частым длительным простудным заболеваниям.
– Как же минимизировать последствия адаптации первоклассника?
– Обязательным условием для приема в школу детей является достижение ими к 1 сентября возраста 6 лет и отсутствие противопоказаний к обучению. Родителям надо внимательнее отнестись к заключениям врачей, которые обследовали ребенка и неукоснительно выполнять назначения по коррекции выявленных нарушений. Особое внимание – на состояние осанки и зрения у малыша. Это важно, так как каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушения осанки (асимметрию плеч, лопаток, сутулость). Также мне, как врачу-педиатру, больно видеть, как некоторые мамы кормят детей чипсами, давая запивать их газированными напитками. Поэтому некоторые дети приходят в школу уже с заболеванием желудка или предрасположенностью к нему.
– Чтобы бы вы посоветовали родителям, чьи дети в этом году идут в первый класс?
– Подчеркивайте успехи ребенка и поощряйте его усилия. Реже говорите «нет» и «нельзя», лучше переключайте внимание. Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно. Не произносите длинных указаний и не читайте долгих нотаций – ребенок вас просто не выслушает до конца. Поддерживайте дома четкий распорядок дня, оберегайте ребенка от утомления, не подавляйте двигательную активность, не забывайте о ежедневных длительных прогулках на свежем воздухе, спортивных занятиях и развивающих играх.
Будьте готовы к неудачам. Справиться со своими эмоциями – первая задача хороших родителей. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям, они – плохие советчики. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.
Ну и конечно необходимо строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, организовать правильный режим дня, близкий к школьному, соблюдать продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым.
– Какова роль учебного заведения в сохранении здоровья школьников?
– Стоит понимать, что школа сегодня лишь один из многих факторов, которые оказывают влияние на здоровье детей. Многое зависит в целом от образа жизни. Однако большие объемы домашних заданий и «учебная» перегрузка также не самым лучшим образом может сказаться на здоровье ребенка.
Поэтому задача системы образования – условий сохранения и укрепления здоровья ребенка, его успешного обучения и психологического развития. Первый шаг к этому – первичная профилактика, которая заключается в обеспечение санитарно-эпидемического благополучия учреждения образования и гигиенических нормативов учебного процесса.
Велико значение и здоровьесберегающего подхода в проведении уроков. С точки зрения педиатра отмечу, что здесь важны комфортное начало урока (положительный эмоциональный настрой), проведение на уроке разнообразных оздоровительных пауз, упорядочение системы домашних заданий и контрольных работ по разным предметам. Кроме того, на сохранение психического здоровья детей и формирование у них адекватной самооценки ориентирована безотметочная система оценки результатов учебной деятельности учащихся первого и второго годов обучения.
Вообще взрослым надо помнить, что здоровье детей и их будущее зависит от них. Смотрите на своих детей внимательнее, учитесь их понимать.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.