Ветерану труда Николаю Афанасенко из Витебска 7 ноября исполнилось 88 лет. Несмотря на почтенный возраст, ветеран охотно принимает гостей, делится воспоминаниями, рассказывая о мужестве и патриотизме. На столе Николая Леоновича — стопка дипломов, почетных грамот и благодарностей. На его пиджаке — дорогие награды — орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина, медаль «За трудовые заслуги» и другие. Кроме того, ветеран внес десятки рационализаторских предложений и является автором нескольких изобретений.
На встрече с журналистами Николай Афанасенко листает фотоальбом. Каждая страница в нем аккуратно оформлена. На черно-белых карточках – множество событий и пережитых чувств: архивные фотографии, встречи с друзьями в послевоенное время, женитьба, снимки дочерей, внуков и правнучки Настеньки.
Николай Афанасенко родился в деревне Манулки (тогда – Суражского района) в 1933 году в семье Леона и Пелагеи. По тем временам семья считалась среднего достатка, потому что в хозяйстве, кроме остальной живности, была и корова. Когда началась война, Николаю было семь лет.
– Первое, что запомнилось, – это воздушные схватки наших и фашистских истребителей, – говорит Николай Леонович. – Вскоре появились немцы. С мальчишками залазили на самые высокие деревья и смотрели, когда поедут фашисты, а завидя их, со всех ног летели в деревню предупредить родных и односельчан. Немцы бесконечно повторяли: «Матка, яйки, матка, яйки!», ловили кур и собирали яйца в свои пилотки. Вскоре брата Ивана призвали на фронт, а Николай остался с родителями и двумя старшими сестрами.
Во время карательной операции против партизан и местных жителей Суражской партизанской зоны в 1943 году стали сжигать населенные пункты. В деревне Николая Афанасенко уцелела одна единственная баня, там некоторое время ютились сельчане, которые потом ушли на болото. В один из дней фашисты прочесали «Чырвоны мох», где прятался Николай с семьей.
– Всех выгнали с болота и погнали в Витебск. Отец заболел тифом и умер, а мать и нас с сестрами отправили в «5-й полк». Кстати, тогда неправильно указали в документах мою фамилию: вместо Панасенко написали Афанасенко. Но это было неважным, главное было получить паёк, – рассказывает ветеран.
Через некоторое время на вокзале в Витебске их погрузили в вагоны-телятники и повезли в Белосток, где после прохождения отбора были направлены в качестве рабочей силы к немецкому землевладельцу. Жила семья в оборудованном нарами зернохранилище. Мать и младшая сестра трудились в поле, а старшая – на небольшой овощной фабрике. Николай пас коз. И однажды не уследил за животными, которые объели хозяйские цветы. За это мальчика избили так, что он попал в госпиталь. Тут Николай Леонович достает и показывает фотокарточку медсестры-польки.
– Благодаря ей я выжил, она меня выходила, – говорит ветеран.
25 мая 1945 года семья вернулась в Витебск. Тут началась нелегкая послевоенная жизнь… Они поселились в общежитии коврового комбината, куда устроилась работать одна из сестер. В комнате жили сразу по четыре семьи.
– Мать работала санитаркой в госпитале, вторая сестра – на стройке, а я пошел учиться в СШ №19, – говорит ветеран. – В 1946 году вернулся брат Иван и трудоустроился на домостроительный комбинат водителем.
Окончив после войны три класса, Николай очень хотел попасть в ремесленное училище №21 Витебского областного управления трудовых резервов. Там обязательным условием к поступлению был возраст от 14 лет и образование не менее четырех классов.
– Пошли на собеседование с мамой, ей удалось уговорить комиссию принять меня в училище. Чтобы мне выдали справку об окончании 4-го класса, нужно было заниматься все лето, – уточняет Николай Леонович.
В ремесленном училище, которое в то время готовило кадры для машиностроительной отрасли Советского Союза, Николай Афанасенко получил специальность слесаря механосборочных работ. Витебчанин подчеркивает, что во многом благодарен своему первому мастеру-учителю Чепикову и директору училища Сорину, председателю профкома Павлу Махину и партийцу Льву Соловьёву.
– Помню, как с ребятами делил любимую всеми горбушку в ученической столовой. Ее выдавали поочередно, – вспоминает Николай Афанасенко. – Определенным испытанием была и сама дорога до училища: каждый день восемь километров приходилось преодолевать пешком. А после занятий и в выходные все работали на восстановлении города, ведь от довоенного Витебска практически ничего не осталось.
После окончания училища Николай некоторое время работал на заводе «Коминтерн», а срочную службу – почти пять лет – проходил на флоте в Дальневосточном военном округе. Вернувшись в Витебск, устроился в цех древесноволокнистых плит домостроительного комбината – это был первый подобный цех в Советском Союзе, работавший на трофейном немецком оборудовании. В то время Николай Афанасенко окончил школу рабочей молодежи №7 и женился на Любе, с которой воспитал двух дочерей. И, кстати, во многом благодаря супруге он смог достичь таких трудовых вершин.
В 1960 году Николай Леонович пришел работать в специальное конструкторское технологическое бюро Витебского завода радиодеталей ОАО «Монолит». Это был экспериментальный цех, который разрабатывал оборудование для электронной промышленности СССР.
– Меня направляли на самые трудные участки, в командировки по установлению оборудования и налаживанию производства в ГДР, Японии, Польше, Словении, где не только работал сам, но и учил других, – подводит ветеран итог своей трудовой биографии, которая исчисляется четырьмя десятками лет и множеством наград.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.