О том, что лен — наше национальное достояние и богатство, Президент Беларуси Александр Лукашенко говорил неоднократно. Льняная отрасль постоянно находится в зоне внимания главы государства. Тогда, после распада СССР, благодаря слаженным действиям удалось сохранить льноводство, а вместе с ним сердце отрасли Беларуси — Оршанский льнокомбинат. В 2018 году, подводя итоги второго этапа модернизации предприятия, Президент подытожил, что заняться модернизацией производства было правильным решением. Как сегодня развивается крупнейший в Европе производитель льняных тканей и изделий изо льна? Разбирались в проекте «Драйверы экономики».
90 раз вокруг Земли
Немного показателей. Сегодня коллектив Оршанского льнокомбината составляет более 4000 человек. Сотрудники работают на 6 фабриках, производят порядка 18,5 млн метров ткани и более 4,5 млн штучных изделий.
За 94 года своего существования комбинат изготовил почти 3 миллиарда погонных метров ткани. Если все полотно сшить в один рулон, земной шар по экватору можно обернуть почти 90 раз.
Комбинат активно продвигается на внешнем рынке. Более 88 % от объема производства поставляется в 43 страны.
Такие показатели предприятие имеет, несмотря на санкционную политику западных стран в отношении Беларуси. Исключительным качеством тканей, моделями одежды, домашним текстилем Оршанский льнокомбинат задает тон легкой промышленности не только внутри республики, но и за ее пределами.
Уникальный продукт
Цена ведущей позиции на рынке среди мировых производителей – постоянная модернизация. Только за последние 14 лет Оршанский льнокомбинат вложил в усовершенствование производства более 200 млн долларов в эквиваленте. Высокая конкуренция в легкой промышленности не позволяет предприятию расслабиться ни на секунду. Здесь обновляют оборудование, внедряют новые технологические приемы и самое главное – стараются получить уникальный продукт для мирового рынка. Но все вложенные средства не смогли бы сработать так эффективно без коллектива.
– Люди – самая главная ценность, без которой мы бы не добились таких результатов. Каждый из работающих на льнокомбинате любит предприятие и то, что мы производим. Взяв в руки вещь, сделанную у нас, люди всегда ощущают то самое человеческое тепло, – отметил заместитель генерального директора Сергей Сидин.
Главная цель заключается в том, чтобы не только выпустить продукцию с высокими потребительскими качествами, но и глубинно привить белорусам культуру льна. Долгое время население приучали к искусственным волокнам: материал более долговечный в эксплуатации, требует меньше ухода и менее затратен в производстве. Начиная с 1988 года Оршанский льнокомбинат постепенно стал отказываться от смесовых пряж с добавлением искусственных волокон.
Сегодня ассортимент, который насчитывает более 2500 артикулов, включает в себя чисто льняные и полульняные ткани с добавлением хлопка и вискозы. На каждом этапе производства со льном соприкасается человек. Поэтому коллективу так хочется, чтобы потребитель из самых разных регионов Беларуси и мира ощутил тепло рук, работающих с материалом.
Каждому свой цветок
Долгое время продукция Оршанского льнокомбината во всем мире была известна под брендом «Беларускі лён». В какой-то момент, вспоминает Сергей Сидин, команда предприятия приняла решение о ребрендинге. Новым названием стало «Поле кветак».
– Нам хотелось, чтобы у каждого потребителя возникала теплая ассоциация с нашей продукцией. Представьте луг: каждый выбирает для своего букета те цветы, которые нравятся ему больше всего. Мы сработали по такому же принципу: чтобы человек, приходящий в наш магазин, как на поле, смог найти и выбрать то, что особенно близко, – объяснил Сергей Сидин.
В разработке бренда отдельную роль отвели деталям, которые были призваны еще раз напомнить, что вся сделанная продукция произведена в Беларуси. Так, рядом с названием можно увидеть маленькое, но важное примечание – «Мой родны лён».
– Под этим брендом мы стараемся создать совершенно новый продукт, который способен еще больше раскрыть потенциал предприятия: наши исторические корни, традиции производства, опыт и компетенции в реализации льняной продукции, – подытожил Сергей Владимирович.
Со стилем «Да дому»
С самого начала существования льнокомбинат специализировался на выпуске тканей. На мировом рынке льняной отрасли основными маржинальными продуктами являлись готовые швейные изделия. Эта тенденция послужила толчком для новой ступени развития комбината.
– Наблюдая за тем, как оршанская продукция реализуется за рубежом, мы стали замечать, что из нашей ткани изготавливались изделия, стоимость которых могла доходить до 500 евро. Поэтому с 2019 года мы более уверенно начали заходить на рынок именно с одеждой, – вспоминает Сергей Сидин.
В этот момент появился бренд одежды VILINI, который в последующем вошел в состав полюбившегося всем «Поля кветак».
В том, что решение увереннее выходить на рынок с готовой продукцией, было правильным, – сомнений нет.
– Еще недавно у нас было всего лишь два фирменных магазина – в Витебске и Орше, сегодня по всей Беларуси их насчитывается 42, – поделился Сергей Сидин. – Но и это не предел. В планах продолжать движение в небольшие города и завоевывать любовь потребителя.
Следующий шаг в развитии комбината – занять ниши постепенно уходящих с белорусского рынка зарубежных торговых марок. Одна из них – всем известная ZARAHOME, торгующая домашним текстилем. Оршанский льнокомбинат стал качественной заменой иностранному бренду.
В марте 2023 года в Минске впервые представили торговую сеть «Да дому», имеющую такой же широкий ассортимент товаров домашнего текстиля, но уже с белорусскими, а не зарубежными корнями.
Еще одна приятная для потребителя деталь: ассортимент «Да дому» разрабатывается только для этой торговой сети, потому является уникальным. Сегодня магазины с самыми уютными белорусскими товарами открываются по всей республике. 10 октября такой подарок сделали для жителей Новополоцка.
Курс – на весь мир
Сбавлять обороты льнокомбинат не планирует. Прямо сейчас, как поделился Сергей Сидин, предприятие на базе Витебской области проводит несколько экспериментов, связанных с развитием производственного кластера.
Оршанское предприятие работает только на отечественном сырье – свою продукцию на комбинат поставляют более 20 льнозаводов республики.
На базе Витебской области будут пробовать создавать совместные со льнозаводами республики производства, которые воплотили бы в жизнь известную схематическую задачу – от поля до прилавка. Цель – сделать так, чтобы Оршанский льнокомбинат полностью располагал самым широким функционалом: от заготовки сырья и переработки до пошива изделий, которые идут непосредственно к потребителю.
На развитие кластера смотрят амбициозно: в начале 2024 года Оршанскому льнокомбинату передали в управление акции старейшего предприятия Витебска – швейной фабрики «Знамя индустриализации».
Но и это не всё: сегодня в разработке находится проект модернизации старейшей фабрики льнокомбината. Как объяснил Сергей Сидин, сейчас первая фабрика занимается переработкой короткого льноволокна.
Модернизация позволит на базе старейшего производства создать кольцепрядильную фабрику, способную получать пряжу высоких номеров из короткого льноволокна.
Еще одна из перспективных целей – продвижение торговой марки не только внутри Беларуси, но и на территории других стран. Так, в настоящее время рассматривается возможность открытия торговой сети в Российской Федерации.