В Беларуси не так уж много мастеров по изготовлению музыкальных инструментов. Этим делом уже около трех десятков лет занимается витебчанин Александр Сипаров. Его гитары, балалайки, домры отличаются особым бархатным тембром и насыщенным звучанием.
В школьные годы Александр окончил музыкальную студию по классу баяна. Играл в оркестре народных инструментов под управлением Александра Зайцева в областном Дворце пионеров и школьников. Самостоятельно освоил игру на гитаре, начал писать и исполнять песни. Дальше судьба сделала крутой поворот. Александр окончил академию МВД и много лет служил в уголовном розыске на Дальнем Востоке, в Приморском крае. Вернувшись в Витебск, работал юрисконсультом в одном из учреждений.
Но тяга к музыке у Александра не исчезла. Он стал участником и первым руководителем клуба авторской песни «Аккорд», а также инициатором проведения в областном центре фестиваля авторской песни «Витебский листопад» (в прошлом году форум состоялся 36-й раз). Это были годы расцвета жанра. Имя барда Александра Сипарова было хорошо известно придвинской публике. Но времена менялись. В «лихие 90-е» Александр занялся ремонтом и реставрацией струнных инструментов, попробовал самостоятельно изготовить гитару. Получилось. Она зазвучала не хуже своих фабричных собратьев.
– Совместно с художником Александром Кособуцким (его, к сожалению, уже нет) мы сделали второй инструмент, третий… Ездили учиться к ленинградским мастерам, которые делились технологиями производства, обработки и сборки музыкальных инструментов, – вспоминает собеседник.
Александра Сипарова дело увлекло, и с 1993 года он этим занялся вплотную. Оборудовал на даче мастерскую, закупил станки, необходимое оборудование. Отдельную комнату выделил для поклейки и шлифовки, мансарду – для просушки дерева, которое уже в распиленном виде приобретает на лесозаготовительных участках.
– Для инструментов нужно сухое дерево, – поясняет Александр. – Основополагающими для такого производства являются прочные породы. Хвойные сохнут очень долго – требуется до семи и более лет, чтобы полностью освободиться от влаги и смол. Подходят груша, черная болотная ольха. Палисандр и красное дерево использую исключительно для гитар на заказ.
Витебский мастер делает также банджо, укулеле, домбры и домры, лютни. В его мастерской можно увидеть виолу – прародительницу гитары. Среди заказчиков – витебские музыканты, родители детей, обучающихся в музыкальных школах, профессиональные исполнители из разных городов Беларуси, российской столицы, из зарубежных стран.
Далеко не каждый мастер, даже если он виртуозно владеет резаком и пассатижами, может изготовить гитару. Без знания музыкальной грамоты и основ гармонии научиться этому ремеслу невозможно, поясняет собеседник. Инструмент должен иметь свой строй, тембр, определенную душевную интонацию, а мастер – огромное терпение.
– Работа над каждым инструментом как песня – от вступления до финального аккорда. Нельзя ее прерывать, нужно прожить до конца, – считает Александр Сипаров. – Для меня самая большая радость – сделать новый инструмент, я этим живу. Может, это дар Божий? Когда есть настроение и вдохновение, могу изготовить гитару очень быстро – за неделю, и еще около двух недель уходит на покраску.
Александр делал попытки передать секреты ремесла ученикам, но далеко не всем хватало того самого терпения, чтобы довести дело до конца. В музыкальной среде Витебска знают одного его ученика – Александра Боярина, который также занимается ремонтом и изготовлением струнных щипковых инструментов.
Александр Сипаров продолжает писать музыку, стихи, песни. Его вдохновителем и помощником является супруга Татьяна Королёва.
Фото автора.