Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

"Это не шутки!": в Витебске водитель маршрутки работал без трудового договора

Ситуация, в которой разбиралась корреспондент «ВВ», на первый взгляд была связана с уклонением от уплаты алиментов. Но при детальном рассмотрении она оказалась ярким случаем нарушений в сфере городских пассажирских перевозок.

Предыстория 

Начиналось все достаточно банально. Максим и Анна (назовем героев истории так) прожили вместе больше десятка лет. Отношения официально не регистрировали, но ребенка общего растили. Потом у мужчины случилась новая любовь, и он потребовал от членов семьи срочно освободить принадлежавшую ему жилплощадь, чтоб ничто не мешало внезапно нагрянувшему счастью. Анна конфликтовать не стала и перебралась с дочерью к своим родителям — благо те тоже жили в Витебске. Чтоб не возникало вопросов с содержанием ребенка, спустя несколько месяцев женщина решила обратиться в суд с заявлением на алименты.

Папе такой подход не понравился. Совсем скоро Анна узнала, что бывший гражданский супруг, который трудился водителем в одной из организаций областного центра, уволился. Это означало, что он теперь будет выплачивать на ребенка не четверть зарплаты, а определенный процент от установленной величины бюджета прожиточного минимума. Сумма алиментов стала меньше. Поэтому женщина очень обрадовалась, когда спустя пару месяцев увидела Максима за рулем маршрутки. Похоже было, что он снова устроился на работу.

Однако радость оказалась преждевременной. Размер алиментов не менялся, хотя мужчина регулярно совершал рейсы по городу, заезжая на том же микроавтобусе домой пообедать. О том, что Максим перевозит пассажиров, Анне периодически говорили друзья, коллеги, бывшие соседи... «Как же так?» — не могла понять женщина. Она обратилась за разъяснениями к судебному исполнителю. И узнала, что экс-супруг, согласно имеющейся базе данных, по-прежнему числится безработным.

Всего лишь стажер? 

В каждой маршрутке есть сведения о том, кто осуществляет перевозки. По просьбе Анны родственница, которая ехала в нужном направлении, сфотографировала размещенную в салоне информацию. А судебный исполнитель направил официальный запрос в фирму, на которую уже пару месяцев трудился Максим.

Ответ был, скажем так, уклончивым. С одной стороны, наниматель не отрицал, что знает такого человека. С другой — утверждал, что в компании гражданин не работает: мол, Максим «не является сотрудником /…/, а лишь проходит стажировку».

У Анны возникли вполне обоснованные сомнения в том, что водитель в течение нескольких месяцев возит людей по городу бесплатно. Те же мысли появились и у корреспондента «ВВ». Возможно, речь идет о зарплате в конверте и уклонении от налогов? Еще большее беспокойство вызвал другой момент: если за рулем «не сотрудник», то несет ли он ответственность за жизнь и безопасность пассажиров? И мы начали выяснять, разрешено ли садиться за руль общественного транспорта, если трудовые отношения не оформлены.

ВАЖНО 

Данные проблемы обсуждались на совещании по вопросам пассажирских перевозок, которое провел Президент Беларуси Александр Лукашенко. Глава государства отметил, что вопрос по пассажирским автоперевозкам касается маршруток, которые курсируют в городах и между населенными пунктами, машин такси, сообщил портал https://president.gov.by.

«У государства к данной сфере есть два простых требования. Первое — безопасность людей. Таким видом транспорта пользуются многие наши граждане и гости страны. Второе — легальная работа перевозчиков. Потому что выручку занижают, прячут, в конвертах зарплаты платят, налоги не платят в бешеных размерах», — приводит пресс-служба слова Президента.

«Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам: наличие необходимой водительской категории и стажа. Людей возят все, кто хотят, а потом дикие аварии», — сказал Александр Лукашенко.

Очевидные нарушения 

Как быстро выяснилось, Максим не имел права возить пассажиров по городу. Чего и следовало ожидать. Начальник областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Беларуси Яков Жулев пояснил, что наниматель был обязан заключить с водителем маршрутки трудовой договор. Хотя, возможно, в этой ситуации с мужчиной заключили договор подряда. Но в любом случае, если человек стажировался за рулем, ему должна была начисляться заработная плата. Только если гражданин, обучаясь нюансам профессии, просто сидит рядом с водителем и наблюдает за его действиями, он может трудиться без оплаты, добавил Яков Жулев.

Он высказал предположение: поскольку свидетели неоднократно видели, как Максим самостоятельно выезжал в рейсы по городу, а официально работником фирмы он не являлся, то все это время герой истории мог получать зарплату в конверте.

Еще более категоричную оценку ситуации дал начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александр Степанов.

— Если водитель осуществляет перевозки по маршруту, он должен находиться в трудовых отношениях с нанимателем, и никак иначе, — подчеркнул он. — Договор возмездного оказания услуг может быть заключен на выполнение разовой работы. Например, если требуется перегнать купленный автомобиль из одного города в другой. Но как перевозчик может заказывать услугу по ежедневной перевозке пассажиров в его собственном автобусе, с принадлежащим ему же кассовым аппаратом? В таком случае фирму можно привлечь к ответственности за нарушение законодательства.

Если доказано, что трудовой договор с водителем отсутствует, это является поводом к началу административного процесса в отношении перевозчика, сказал Александр Степанов.

Когда работник в проигрыше 

По его словам, в настоящее время подавляющее большинство компаний, осуществляющих городские пассажирские перевозки, старается действовать легально.

— Они работают по договору, заключенному с предприятием «Оператор перевозок». В этом документе оговариваются расписание, схема маршрута. А на транспорте устанавливается система навигации, которая позволяет контролировать его передвижение, — объяснил Александр Степанов. — Специальная программа постоянно отслеживает, где и на сколько минут водитель отклонился от расписания. Ведь это может быть признаком недобросовестной конкуренции: маршрутка старается забрать не только «своих» пассажиров, но и тех, кто воспользовался бы следующим рейсом.

Однако легальные городские перевозчики обычно стараются не нарушать правила игры. Причина проста: от того, насколько добросовестно они показали себя раньше, во многом зависит срок, на который с ними будет заключен следующий договор, пояснил Александр Степанов.

Тем не менее, с сожалением заметил он, в данной сфере по-прежнему распространены схемы подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. Подобные случаи непросто обнаружить: по сути, нужно прямо на маршруте выявить водителя, с которым не заключен трудовой договор. Нет какой-то единой базы данных, с помощью которой Транспортная инспекция могла бы узнать, кто и на основании какого договора занимается перевозкой пассажиров. Поэтому чаще такие ситуации рассматриваются в суде, куда водитель спустя годы обращается, чтобы восстановить свой стаж.

— Хитрые дельцы ищут разные способы повысить собственные доходы. Они выдают человеку так называемую зарплату в конверте или, вроде бы, заключают трудовой договор, но без проставленной в нем даты, чтобы не уплачивать подоходный налог, отчисления в ФСЗН. А еще наниматель может не предоставлять такому работнику оплачиваемые больничные и отпуск, не доплачивать за профессиональный стаж, — перечисляет Александр Степанов моменты, на которых наживаются недобросовестные бизнесмены. — Бюджет недополучает колоссальные суммы налогов. При этом создается армия экономических рабов, которые не думают про свою пенсию, перспективу попасть на больничный, важность соблюдения режима труда и отдыха. Им важно получить деньги здесь и сейчас.

Кстати, теневая схема устройства на работу в случае с маршрутками влечет за собой еще одно нарушение. Александр Степанов обратил внимание на то, что именно «нелегальные» водители заинтересованы брать оплату за проезд, что называется, мимо кассы, не выдавая пассажиру билет. Не имея официальной зарплаты, люди таким образом увеличивают сумму, которая в конце дня пойдет им в карман. По личному опыту могу судить: в витебских маршрутках редко не обилечивают пассажиров. Но после этой истории к шоферам, не выдавшим такой документ, я, наверное, буду относиться с утроенным недоверием.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ