В моем детстве перо уже давно покинуло список обязательных школьных принадлежностей, и в своих первых прописях мы выводили крючки и черточки с помощью обычной шариковой ручки. Нынче в век компьютерных технологий напечатать, а не написать письмо или текст – стало обычным делом. Корреспонденты «ВВ» побывали на мастер-классе у Николая Сергеенко из Витебска, который с детства увлекается каллиграфией, а также попробовали «приручить» свой почерк с помощью остроконечного пера.
В детстве бабушка приносила мне тетрадные промокашки, которых хватало буквально на пару дней. Вырисовывая картинки и буквицы, настолько увлекался процессом, что не замечал, как быстро пролетали часы, – говорит Николай Сергеенко. – Взмахи пера лишь на первый взгляд могут показаться импровизацией. На самом деле это миллион отработанных движений. Постепенно буквы и начертания стали очаровывать меня, и тогда я понял, что у каждого завиточка есть эмоция, а вырисованная линия становится живой.
Сегодня, если зайти на худграф в ВГУ им. П. Машерова, где с 1979 года трудится Николай Степанович, можно увидеть красиво оформленные поздравления и объявления, на которых каждый шрифт уникален и не имеет аналогов на компьютере.
– Мне довелось написать более 100 поздравлений, в которых я никогда не повторялся. Так, представляя человека, моя рука сама вырисовывает ровные или причудливые буквы, – отмечает Николай Сергеенко. – Жаль, что нынче студенты изучают шрифтовую графику на компьютере и не знают, что такое плакатное перо и как им пользоваться. Помню времена, когда на худграфе работал Георгий Кликушин, объявления которого срывали со стендов в качестве образца для подражания...
Главное – не спешить
– Легко ли «приручить» свой почерк неподготовленному человеку? – интересуюсь я.
– Это как писать картину, каждая буква – отдельный элемент композиции, в которой важно продумать и содержание и цвет. Конечно, научить человека красиво писать можно, но здесь понадобятся большое желание и не один год тренировок, как в спорте. Чем больше пишешь, тем лучше получается, – говорит Николай Степанович.
Инструментов, при помощи которых можно выводить шрифты на бумаге, великое множество, начиная от ручек и маркеров и заканчивая пером, кистью.
– Во многом результат будет зависеть и от настроения, внутренних переживаний, эмоций, чувств, – добавляет Николай Сергеенко.
Это действительно целое искусство, когда ты с помощью пера складываешь буквы в единую композицию и понимаешь, что не только результат, но и сам процесс завораживает.
Как оказалось, когда делаешь линию тушью, ты должен быть свободен от всего, в том числе и от эмоций. Ведь если на кого-то злишься или чувствуешь, что что-то болит, линии, буквы, рисунки будут тяжелыми, словно выбоины на дороге.
Не прекращая беседы, мы с Николаем Степановичем приступаем к делу. Перед тем как начать испытание моего почерка на прочность пером, необходимо подготовить рабочее место.
– На столе должно быть достаточно места, чтобы разместить бумагу и инструменты, – говорит учитель. – Потребуется еще один черновой лист для пробы пера и чтобы не загрязнить оригинал.
После следует подготовить перо, чтобы оно не царапало бумагу, и отбить его молоточком для единой плоскости, в конце – подшлифовать наждачной бумагой. Кстати, некоторые перья на конце имеют два «усика». Так, чем сильнее нажим, тем толще получается линия.
– На столе обязательно должны быть емкости с тушью и обычной водой, чтобы можно было промывать инструмент, – отмечает Николай Сергеенко. – Теперь с помощью линейки и карандаша расчертите ватмановский лист, чтобы буквы не пошли в свободное плаванье.
Как в школе, мастер поправляет мою посадку и продолжает мастер-класс.
– Лист нужно расположить по движению руки, сжимать перо до побелевших пальцев нельзя, а локоть должен быть немного приподнят. Так движения будут более свободными. И помните главное правило – не спешить, – добавляет Николай Сергеенко.
Конечно, когда твоей рукой руководит мастер, буквы получаются красивее и ровнее. Сначала мы пишем буквы, пытаясь втиснуть между двумя горизонтальными линиями, словно на разлинованной школьной тетрадке. Вниз мы делаем толстый штрих, вверх – тонкий. Это придает ритмичность шрифту – широкая линия повторяется через примерно равное расстояние.
– Чтобы буквы получались ярче, необходимо чаще макать перо в пузырек с тушью, – говорит Николай Сергеенко. – А теперь пробуйте самостоятельно.
Словно в старых фильмах, окунаю перо в темную жидкость, снова и снова вывожу буквицы на бумаге. А звук от того, что остроконечный инструмент скользит по листу, напоминал мне что-то среднее между камином и скрипучим колесом. Так, ровные линии разной толщины получались до того момента, пока меня не пустили в свободное плаванье.
– Я и сам по сей день оттачиваю свое мастерство. В каждом ремесле важна практика, – подбадривает меня учитель.
Спустя полчаса мне все же удалось вывести несколько букв, а Николай Сергеенко, не прекращая нашей беседы, сотворил настоящий шедевр.
– Письмом нужно заниматься в хорошем настроении, – говорит он. – Кстати, по почерку можно многое рассказать о человеке. Я и сам зачастую обращаю внимание на конспекты студентов. Так, мелкий почерк говорит о закрытом и замкнутом человеке, крупный – об открытом. Слабый нажим пера свойственен мягкому и слабовольному человеку, сильный – усидчивому. Угловатые буквы могут говорить об эгоистичности.
Вместо заключения
Писать красиво, а еще и пером вместо шариковой ручки оказалось непростым занятием. Это действительно целое искусство, когда ты с помощью пера складываешь буквы в единую композицию и понимаешь, что не только результат завораживает, но и сам процесс захватывает.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.