Въездной знак в виде древней ладьи когда-то находился далеко за городской чертой Витебска и встречал приезжающих в областной центр со стороны Орши. В 1980-х с началом застройки микрорайона между телезаводом и ул. Воинов-Интернационалистов ладья скрылась с глаз во дворах домов.
В списках не значится
Бывший въездной знак находится в микрорайоне, который обслуживает ЖЭУ №22. Туда мы обратились, пытаясь раздобыть досье на ладью. Но нам ответили, что никаких документов на объект нет. Чуть пролил свет опрос ветеранов организации. Например, плотник Владимир Сысой утверждает, что когда он переехал в Витебск в 1977-м, ладья уже стояла.
По словам Леонида Тиханова, в конце трудовой биографии создавшего и возглавившего музей ОАО «Витязь», ладья была изготовлена по заказу строящегося предприятия как своеобразный подарок городу. Проект разработали в Витебских художественно-производственных мастерских. Напомним, что решение о строительстве телезавода в областном центре было принято 3 марта 1976-го. В сентябре 1978-го с конвейера сошел первый серийный цветной телевизор второго поколения «Витязь-722», к концу года было выпущено 500 аппаратов.
Почему ладья? В те годы в Витебске еще не забылось празднование 1000-летия со дня основания города. В 1974-м центром масштабного торжества стала Западная Двина в месте впадения в нее Витьбы. Именно туда приплыла на древнем судне княгиня Ольга с дружиной. Роли основательницы города и сопровождавших ее особ исполняли артисты театра имени Я. Коласа.
Из цеха – на стройку
В середине 1980-х был провозглашен лозунг о том, что каждая семья к 2000 году будет жить в отдельной квартире. Для реализации цели широко использовался хозяйственный способ возведения жилья и молодежно-жилищные кооперативы (МЖК).
4 января 1989-го телезаводская газета «Рабочее слово» сообщила, что на предприятии создано ремонтно-строительное управление (РСУ). База нового подразделения состояла из растворного, арматурного и деревообрабатывающего цехов. Предлагалось трудоустройство каменщикам, плотникам-бетонщикам, монтажникам, малярам, штукатурам, облицовщикам.
По сути, тогда и началась активная застройка микрорайона, непосредственно прилегающего к предприятию. В то время автор этих строк работал на телезаводе и был свидетелем того, как многие специалисты рабочих профессий и ИТР уходили в РСУ и вступали в МЖК. Причина проста – строители имели право на первоочередное получение жилья. В их числе был и фрезеровщик Валерий Пузаков, ставший каменщиком. В дальнейшем он не вернулся к станку, а совершенствовался в новой профессии. Валерий приложил руку к строительству Воскресенской церкви в Витебске по образцу стоявшего на этом месте храма XVIII века. В частности, он выкладывал барочные колонны, о чем в середине 2000-х областная газета «Народнае слова» делала репортаж.
19 января 1989-го в микрорайоне состоялась закладка фундамента первого 106-квартирного дома МЖК. А 15 августа 1990-го многоэтажка по адресу ул. П. Бровки, 19, к. 2, обрела жильцов. Ее заселили те, кто непосредственно участвовал в строительстве и благоустройстве. Одновременно возводился второй дом, в планах был третий. Однако у новоселов были сложности: существовал дефицит на обои, линолеум, газовые плиты, санузлы. «Рабочее слово» отмечало: «Эмжековцы» шутят: дом будет стоять долго, поскольку он прошел огонь, воду и медные трубы».
При возведении одного из домов по просьбе будущих жильцов администрация и профком предприятия решили распределить квартиры до принятия многоэтажки комиссией. Хозяева хотели сами провести отделку. РСУ выделило краску и обои, приняло людей на работу во внеурочное время, чтобы оплатить их труд.
В конце 1991-го на телезаводе в очереди на получение жилья стояло 2,4 тыс. работников. В то время в микрорайоне предусматривалось построить 1700 квартир.
Улица без домов
Новооршанское шоссе имеет протяженность 1800 м. Оно идет от Московского проспекта, пересекает пр-кт Строителей и упирается в ул. Воинов-Интернационалистов. И на всем протяжении за улицей юридически не числится ни одного здания, о названии городской артерии напоминает лишь табличка на автобусной остановке у ОАО «Витязь». К слову, в 1960-х в Витебске была просто Оршанская улица. Она начиналась на одноименной площади (сейчас площадь Победы) от нынешнего магазина «Соседи» и наискосок вела к перекрестку ул. Чкалова и пр-та Строителей.
До середины 1980-х Новооршанское шоссе было основной дорогой на Оршу, пока не построили объезд через Вороновское кольцо. В ее начале стоял стационарный пост ГАИ (1), чуть дальше напротив магазина №140 «Веста» (бывший «Каунас») находилась автозаправочная станция.
С тогдашним постом ГАИ у автора этих строк связан свой сантимент. В 1980-м наша семья переехала из микрорайона ДСК в новую квартиру на Московском проспекте. Тогда же в гости собиралась приехать бабушка Наста для ознакомления с полученным зятем жильем. Предварительно ей объяснили, как найти нужный дом. Но когда бабушка вышла из автобуса, то растерялась. В конце концов подошла к постовому и с деревенской простотой спросила: «Дзе тут мой зяць жыве?». Инспектор ГАИ провел небольшое расследование, поинтересовался ФИО родственника и где тот работает. «У міліцыі», – ответила бабушка. Найти объект стало проще. Инспектор связался с коллегами и через какое-то время провел женщину и помог ей поднести сумки с гостинцами прямо до нужной квартиры.
«Львів» в Витебске
На старом снимке мы видим дорогу еще до выпрямления, которое производилось в начале 1990-х. На заднем плане виднеется один из домов по проспекту Победы. Фотограф также зафиксировал тот факт, что сорок лет назад транспортное движение не было таким насыщенным, как сейчас. В объектив попали лишь грузовик и возвращающийся из рейса автобус ЛАЗ-695 «Львів». Они выпускались в различных модификациях и до прихода венгерских «Икарусов» были главными на городских, междугородних и туристических маршрутах.
Производство машин на Львовском автозаводе начали в 1955-м и на протяжении 45 лет выпустили около 250 тыс. единиц. «Львівы» могли использоваться и в санитарных целях. Для этого достаточно было демонтировать сидения – в передней части автобуса под лобовым стеклом справа от водителя имелись дополнительные дверцы для погрузки носилок с ранеными. ЛАЗ стал первым в СССР автобусом, в которых двигатель размещался в задней части. Но у машины были два вызывающих дискомфорт пассажиров недостатка – узкие двери и проходы между сиденьями. Кроме того, те, кто пользовался ЛАЗами, помнят: на широком заднем сиденье от тепла двигателя было очень душно летом, но зато так уютно зимой.
На высоте
Сейчас ладья стоит буквально в нескольких метрах от южной стены дома по адресу ул. П. Бровки, 19, корпус 4, возведенного в 1994 году. Бывший въездной знак достаточно ухожен. Очевидно, что композицию в свое время демонтировали и под фундамент насыпали земляной курган. Ладья была непосредственным свидетелем строительства дома и теперь как бы разделяет его на две части. Одна находится в прежней городской черте, другая – за ее пределами.
Фото Сергея Кавалевского и из открытых источников