Прототипы роботов-помощников, изделия для 3D-печати и мобильные приложения могут создавать даже дети. Как в Новополоцке педагоги помогают школьникам найти себя в мире технологий, инженерного искусства, рассказала руководитель дигитального центра «IT-академия «НОТА» Анна Тверитнева.
– Анна Анатольевна, в этом году дигитальный центр отмечает 10-летие. Вспомните, с чего все началось, какие задачи перед ним стоят?
– Дигитальный центр «IT-академия «НОТА» открылся по инициативе городских властей при поддержке Парка высоких технологий. Наша IT-академия – дополнительное образовательное пространство – служит проводником информатизации для детей, педагогов и родителей. Школьники получили новые перспективы для развития, возможность проявить себя в программировании, робототехнике, 3D-моделировании и печати. Это основные направления работы с детьми. Для родителей наш центр – помощник в профориентации школьников на технические, IT-специальности, которые сегодня востребованы на рынке труда и хорошо оплачиваются.
Чтобы помочь ребятам увидеть профессию изнутри, расширить кругозор, организуем экскурсионные поездки в минские и московские университеты, встречи с резидентами Парка высоких технологий. Главное для нас не агитировать молодежь выбрать путь айтишников, а помочь сделать осознанный выбор будущей профессии.
– А если говорить о педагогах, чем для них полезен дигитальный центр?
– В школах есть интерактивные доски, мультиборды, компьютерные классы и другое современное оборудование. Чтобы все учителя были готовы с ними работать, обучаем коллег новым информационным технологиям. Педагоги должны всегда идти в ногу со временем и направлять детей.
Новые средства обучения помогают частично автоматизировать работу учителя (можно давать тесты, контрольные работы в электронных тетрадях), делают уроки более интересными, наглядными, запоминающимися. Доказано, что визуальная информация лучше усваивается.
– Программирование не самая легкая задача, особенно для непосед. Как развиваете интерес детей к информатике, предмету, который постоянно обновляется?
– Следим за изменением тенденций и обновляем курсы. Раньше использовали для обучения язык программирования Pascal, теперь перешли на востребованные сегодня объектно-ориентированные языки Python, С++.
Популярную среди детей компьютерную игру Minecraft используем для развития навыков программирования учащихся начальной школы, 5-6 классов. Ребята сами пишут программный код, чтобы создать в игре новые объекты. Интерес, возможность почувствовать себя творцами – лучшие мотиваторы. Полученные навыки помогают в дальнейшем переключаться на решение математических, практических задач.
– Участие ваших воспитанников в борьбе с COVID-19 хороший пример того, как знания направляются в нужное русло.
– Да, весной наш центр присоединился к благотворительному марафону в поддержку медицинских работников. Ребята из Новополоцка и Полоцка, которые занимались на курсе по 3D-моделированию и печати, приняли участие в разработке комплектующих для защитных щитков. Около 400 таких средств индивидуальной защиты собрано на базе дигитального центра. Партнерами в этом деле стали Новополоцкое КУП «Архитектурно-производственное бюро» и Местный фонд поддержки науки, образования и предпринимательства «НОВЫЙ ПОЛОЦК». На 3D-принтерах дигитального центра также печатали держатели для медицинских масок, ключи-манипуляторы.
– Почему робототехника остается одним из приоритетных направлений в «IT-академии «НОТА»?
– Развить навыки программирования, конструкторское, инженерное мышление – всё это позволяет робототехника. Плюс нарабатывается умение действовать в команде, что не менее важно в современном мире.
Курс по робототехнике открыли 5 лет назад при поддержке Полоцкого государственного университета и фонда «НОВЫЙ ПОЛОЦК». Совместно провели 5 региональных соревнований по робототехнике, где наши воспитанники неоднократно занимали призовые места. И в областных состязаниях новополочане заявляют о себе, становятся призерами.
– Что для вас главный показатель результативности обучения?
– Около 30 процентов абитуриентов Новополоцка выбирают технические специальности. Думаю, в этом есть и заслуга дигитального центра. Наши воспитанники – студенты ведущих технических вузов Беларуси, некоторые уже работают в IТ-компаниях. В качестве примера могу назвать Wargaming. Приятно отметить, что наши выпускники не забывают дорогу в дигитальный центр. Во время отпусков в качестве волонтеров помогают готовить школьников к олимпиадам по информатике.
Есть дети, которые ходят к нам ежегодно. Меняют в дигитальном центре курсы, направления обучения, но остаются воспитанниками IT-академии на протяжении нескольких лет.
За десять лет IT-академию «НОТА» прошли около 1,5 тысячи юных новополочан.
– Под словом «мы» подразумевается…
– Команда. От педагогов, которые ведут курсы, во многом зависит, заинтересует ли детей обучение или они разбегутся после первого занятия. Если школьники после уроков ходят к нам годами, значит, мы на правильном пути. На базе дигитального центра проводят занятия по программированию педагоги гимназии №2 Елена Трус, Алексей Качан. Робототехнику ведет Людмила Медель (СШ №12), 3D-моделирование и печать – Ольга Коновалёнок (лицей).
СПРАВКА «ВВ»
Анна Тверитнева – бессменный педагог и руководитель IT-академии «НОТА», проводит курсы по робототехнике и программированию в Minecraft. Анна Анатольевна 25 лет посвятила сфере образования, 15 из них выпускница Витебского педагогического института имени С. Кирова (сейчас ВГУ имени П.Машерова) работала учителем информатики.
– Знаю, что в Новополоцке набирает популярность еще одно новое направление вашей работы – научное шоу.
– Его девиз – «Наука – это здорово!». С нового учебного года запустили шоу профессора Николя по франшизе. В Беларуси по ней работают, кроме нас, только гомельчане. Через зрелищные опыты вместе с коллегой Марией Козыревой демонстрируем детям красоту физики и химии и объясняем, в чем фокус. Так помогаем школьникам подтянуть знания по этим непростым предметам, содействуем профориентации. Нефтеград заинтересован в специалистах нефтехимического профиля, которые останутся в родном городе, будут создавать свои семьи и трудовые династии.
Поставили перед собой задачу за учебный год подарить радость научных открытий трем тысячам детей, счет ведем в Instagram. Когда видишь в глазах ребят «вау-эффект», получаешь столько позитива! Для меня это работа мечты.
Фото Ольги Банщиковой и из архива Анны Тверитневой.