У каждого города или местечка Витебской области – свои неповторимая атмосфера, колорит и самобытное лицо. С чем и с кем в первую очередь ассоциируется у многих Дубровенщина? Безусловно, с одним из самых памятных мест массовых захоронений воинов Красной армии в Беларуси – мемориалом «Рыленки». А также с Международным фестивалем песни и музыки «Дняпроўскія галасы ў Дуброўне», Днепровской мануфактурой, Бернардинским кляштором и Свято-Троицкой церковью, часовой башней, марачевской свистулькой, ляднянскими посохами, Киреевской криницей, гидрологическим заказником «Осинторфский», со множеством культурных мероприятий, проводимых в каждом из агрогородков района. Знаменит край и земляками, прославившими его далеко за пределами Дубровенщины, – Героями Советского Союза, Социалистического Труда, писателями, поэтами, драматургами, учеными, спортсменами, художниками. Интересно, что в летописях Дубровно впервые упоминается в XIV веке как рядовое, ничем не примечательное местечко Великого княжества Литовского. Радикальные перемены начались в 1772 году, когда императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту Григорию Потёмкину. Предприимчивый князь основал часовую, позументную, суконную мануфактуры, чем прославил городок на Днепре на всю Российскую империю. Славится своими брендами Дубровенщина и сейчас. О некоторых из них расскажем подробнее.
Из прошлого со свистом
Чем интересна марачевская свистулька, образцы которой хранятся даже в музее в Санкт-Петербурге?
Традиция изготовления глиняных игрушек-свистулек Дубровенщины недавно пополнила список нематериальных историко-культурных ценностей Беларуси. На первый взгляд, это незамысловатые изделия, однако они вызывают неподдельный интерес у истинных ценителей аутентичности. После временного забвения их изучением и возрождением занимались несколько мастеров и исследователей народного творчества. Отдельные экземпляры даже хранятся в Государственном музее этнографии в Санкт-Петербурге. В чем привлекательность марачевской свистульки и чем она заслужила такое внимание наших современников, рассказала руководитель народного клуба мастеров «Дубрава», мастер-керамист Дубровенского районного дома ремесел Ольга Алексеева (на фото).
– Своим названием свистулька обязана мастеру Анне Марачёвой, которая работала в данной технике до середины 1980-х. Возрождать традиционную дубровенскую игрушку-свистульку начали с 2014-го. Когда через СМИ объявили, что ведем исследовательскую работу, местные жители стали приносить самобытные изделия. Только прошлой весной к нам попали пять экземпляров. Чаще всего эти находки встречаются возле воды, что и неудивительно, ведь вдоль реки прежде жили и трудились местные гончары, – рассказывает мастер по керамике и бережно достает из шкатулки те самые оригиналы.
Среди глиняных раритетов – всадник, петух, гусь, барашек, девица с косами, она же с младенцем на руках. Для наших предков это не просто игрушки, а своего рода талисманы. Так, например, девица – дубровенская берегиня, барашек – символ достатка. Лепили изделия из голубой и красной глины, которая и добывалась в этих краях. Одни игрушки сохранились практически в первозданном виде, других время потрепало – отломленные детали мастерам приходилось восстанавливать.
– Марачевские свистульки отличаются своей пластикой и архаичностью. По всему Поднепровью не найти игрушек такой обтекаемой формы и без использования декоративных элементов. Этим они интересны и уникальны, – поясняет Ольга Алексеева.
Все свистульки лишены скрупулезной детализации. Например, фигурка коня отличается от петуха только тем, что вместо гребня вылеплена грива. Туловище всадника сливается воедино с лошадью.
Особенность их в том, что из цельного глиняного комка вытягиваются части игрушки, которые уже формируют тот или иной образ. Например, короткая ножка будет у гуся, а если ее удлинить – получится петух. Практическое преимущество данной методики в том, что при падении свистулька не отобьется. Лепить такие фигурки Ольга Сергеевна учит сегодняшних школьников на занятиях кружка районного центра детей и молодежи. Также проводит мастер-классы для работников учреждений культуры со всего района, которые также несут в массы возрожденную традицию здешнего края.
Стоит отметить, что марачевская свистулька – только часть богатого культурного наследия региона. На Дубровенщине с давних времен сильно развито гончарство, и сегодня местные мастера продолжают эти славные традиции предков-земляков. Также районный дом ремесел занимается возрождением традиционной народной куклы, местного костюма, развивает соломоплетение, лоскутное шитье и прочие народные ремесла и промыслы, дабы не прервалась связующая нить поколений.
Наталья РЫЖКОВА, фото Дмитрия ОСИПОВА.
Талесы и льняная нить: что их связывает?
Дубровенская земля издавна славилась своими мастерами льняных дел. Видимо, поэтому и сегодняшние успехи местных льноводов неслучайны. А ведь корни долгунца накрепко связали в одно полотно сразу несколько столетий.
Сегодня гордость региона – восстановленная «Днепровская мануфактура».
«В 1899 году, когда было объявлено, что в Дубровно будет строиться ткацкая фабрика, в самой большой в Дубровно – Высокой — синагоге было устроено многолюдное торжество. После молитвы за благоденствие царской семьи, речей о значении будущей фабрики и благословения меценатам играл оркестр, и ткачи, и рабочие плясали и веселились до часу ночи», – приводят воспоминания авторы книги «История семьи Леонида Невзлина». В 1904 году фабрика дает работу 400 местным жителям, в 1910-х годах штат разрастается до 550 человек. На «Днепровской мануфактуре», которая становится крупнейшим в Российской империи производителем талесов (еврейских молитвенных покрывал), трудятся исключительно еврейские менеджеры и рабочие, выходным днем является суббота. При фабрике действует потребительское общество, открывается начальное двуклассное училище, создаются добровольная пожарная дружина, оркестр, библиотека. В 1921 — 1941 годах дубровенское предприятие функционирует как фабрика «Днепровская мануфактура», вместо талесов выпускается ткань для нужд рабоче-крестьянской экономики. А летом 1941-го фабрику в экстренном порядке эвакуируют в Барнаул, откуда она уже не вернется…
Памятник промышленной архитектуры долгое время стоял заброшенным. Восстановительные работы, проводившиеся в два этапа, завершились в 2018 году. Идея вернуть к жизни полуразрушенное сооружение принадлежит директору Дубровенского льнозавода Анатолию Босенкову. Сейчас уникальное по своей архитектуре здание превратилось в музей с залом гражданских церемоний. Окружающая территория – благоустроенная зона отдыха. Беседки, причудливые цветочницы, дорожки, а также элементы старого оборудования, при помощи которого раньше обрабатывался лен, создают единую композицию и неповторимую атмосферу.
Не только сохранить былые традиции возделывания и переработки льна, но и значительно приумножить результаты смогли льноводы района. Неслучайно именно Дубровенщина в 2018 году принимала участников областного праздника «Льняные дожинки».
А ОАО «Дубровенский льнозавод» – одно из крупнейших промышленных предприятий по первичной переработке лубяных культур. Благодаря многолетнему опыту работы, широким технологическим возможностям и квалифицированным кадрам сегодня завод может похвастаться большими объемами выпускаемой продукции.
Особое внимание здесь уделяют возделыванию льна, улучшению качества тресты вырабатываемого льноволокна.
Имя ему – Подвиг
Посещая это святое место, невозможно остаться равнодушным.
В ходная арка с рельефными изображениями лиц воинов. 76 постаментов, 228 плит с 9443 фамилиями. Безмолвная тишина и Вечный огонь. Здесь, в «Рыленках», нашли последний приют красноармейцы 11-й гвардейской и 31-й армий, погибшие в районе девяти близлежащих деревень. С октября 1943-го по июнь 1944-го в этих местах проходила линия фронта. Здесь началась операция «Багратион», в ходе которой Беларусь была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Вдоль дороги от ворот к плитам установлены четыре стелы, посвященные подвигам Юрия Смирнова, которого фашисты распяли на стене блиндажа, Александра Васильева, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом, Анны Никандровой, поднявшей в атаку бойцов, Сергея Астахова и Бруно де Фальтана – летчиков полка «Нормандия – Неман», погибших в одном самолете.
Мемориал был воздвигнут в 1973 году. В 2010-м потомок одного из погибших солдат возвел здесь часовню, ее главную стену украшает большая Августовская икона Божьей Матери. А еще в «Рыленках» есть редкий на территории бывшего СССР памятник медико-санитарному батальону (251-й стрелковой дивизии).
Недавно комплекс был отремонтирован. Ежегодно почтить память погибших на «Рыленки» приезжают сотни людей –родственники захороненных и те, кто чтит память прошлого во имя будущего.
Через страны и расстояния
Пожалуй, одной из самых ярких визитных карточек региона можно по праву считать Международный фестиваль песни и музыки «Дняпроўскія галасы ў Дуброўне».
Заявив о себе в год 600-летия Дубровно как об областном празднике песни, он сначала вышел на республиканский уровень, а в 2004 году получил статус международного. И неслучайно. Ведь могучий Днепр – родная река и для россиян, и для белорусов, и для украинцев. За более чем четвертьвековую историю своего существования фестиваль стал творческой площадкой для самодеятельных художественных коллективов из 14 стран – Литвы, Латвии, Польши, Сербии, Турции, Эстонии, Молдовы, Украины, России, Словакии, Румынии, Беларуси, Индии, Дании.
Программа фестиваля каждый год пополняется новыми проектами, идеями, но основные мероприятия остаются неизменными.
Каждый год гостей фестиваля встречает народный клуб национальной кухни и белорусской игры «Дубровенскія прысмакі», участники которого приглашают всех отведать блюда национальной кухни.
Торжественное же открытие творческого форума проходит около памятника Герою Советского Союза Анне Никандровой. Традиционно продолжает программу митинг-реквием на мемориальном комплексе «Рыленки».
Участников фестиваля представляют на концерте-презентации, после чего все спешат в сельские клубы и дома культуры, чтобы своим творчеством поделиться с жителями деревень.
Апофеоз праздника – театрализованное шествие самодеятельных коллективов, солистов, почетных гостей и местных жителей по центральной улице Дубровно. Подворья встречают разносолами, играми, танцами.
Иными словами, Дубровенщина на три дня превращается в огромную сценическую площадку, где есть место не только музыкантам и танцорам, но и художникам, мастерам народных промыслов, местным кулинарам и даже средневековым рыцарям. Культурные и песенные традиции разных стран, патриотические акции, шоу, смотры-конкурсы, чествование лучших людей района и трудовых династий – ежегодно организаторы форума воплощают в жизнь новые идеи.
К слову, есть у фестиваля и свои символы. Пожалуй, один из самых главных – соловей. Именно эта птица красуется на многих атрибутах творческого форума, в том числе на фестивальном знаке и на призах.
Одному из главных брендов фестиваля – кукле Дубравушке – исполнилось два десятилетия. Благодаря местным мастерицам Клавдии Гореликовой и Зое Симутиной куклу начали вручать почетным гостям фестиваля. Спустя 10 лет проект решили расширить и объявили конкурс на лучшую куклу среди творческих коллективов – участников «Дняпроўскіх галасоў у Дуброўне». Работы, занявшие призовые места, оставались в фондах музея. На сегодняшний день в историко-краеведческом музее насчитывается 190 кукол.
Гордость фестиваля – «ковер дружбы», состоящий из символов городов-участников форума. Традиционно коллективы везут с собой небольшое изображение своей родины, которое после вшивается мастерами народных ремесел в общий «ковер дружбы».
Официальное закрытие, церемония награждения коллективов, участников конкурсного проекта «Кукла «Дубравушка», проводы гостей по народному обряду «Пасахі – на лёгкія шляхі» – не последние аккорды масштабного мероприятия. Фестиваль завершают концерт артистов белорусской эстрады, зрелищный фейерверк и ночная дискотека.
Белорусский Биг-Бен
В центральном сквере в Дубровно можно лицезреть 13-метровую башню с городскими часами.
Местные жители тут же окрестили ее Биг-Беном. Наверху находится медный флюгер с цифрой «1393». Это дата первого упоминания Дубровно в летописях. Четыре пары часов (на каждую сторону сооружения) привезли из Москвы. Диаметр их — метр, а точность — до миллисекунды. Механизм запрограммирован отслеживать время через GPS-приемник. Ходу стрелок не повредят даже перебои с электричеством: часы работают на аккумуляторной батарее.
Достопримечательность появилась тут неслучайно: город раньше называли «часовой столицей Российской империи». Именно в Дубровно князь Григорий Потёмкин построил одну из первых в России часовых фабрик. Это произошло после раздела Польши, когда край вошел в состав российского государства. Дубровенские часовщики слыли одними из самых лучших в Российской империи. Их изделия конкурировали со знаменитыми швейцарскими часами. Главное достоинство – привод, который для всех станков осуществлялся от водяного колеса (по типу водяной мельницы). До этого использовались станки с ножным приводом. Также часовая мануфактура являлась фабрикой-школой для подготовки часовых мастеров.
Продукция дубровенской фабрики предназначалась для царского двора, и лишь небольшая ее часть попадала на рынок. Примечательно, что в Эрмитаже в Санкт-Петербурге находятся карманные часы, на циферблате и задней плате которых есть надпись «Фабрика Дубровенская…».
Каравай «с рогами» рождается в полночь
На Дубровенщине говорят так: «Кто не пробовал местные посохи и караваи – считай, не был в нашем местечке». Эти особые блюда смело можно назвать кулинарными брендами региона.
Угощает ими потомственная каравайница Тамара Синякова из д. Ляды. А секреты приготовления блюд передала ей по наследству бабушка. Есть среди них особый – уникальная ароматная сдоба, готовится которая… ночью. В то время, когда все спят, на кухне у Тамары Емельяновны происходит настоящее волшебство. И те счастливчики, кто хотя бы раз пробовал ее выпечку, этот вкус забыть уже не смогут.
— Сейчас любой торт или пирог в магазине можно купить, — говорит каравайница. — Да разве современная кулинарная продукция может сравниться с той, что выпечена в деревенской печке, с ароматом, который витает в воздухе несколько дней! Чужими рецептами я никогда не пользуюсь. Ингредиенты добавляю, как руки чувствуют. Самый трудоемкий процесс – вымешивание теста. Ведь оно капризное, любое настроение чувствует. Когда хорошо и спокойно на душе – выпечка удается такая, что пальчики оближешь!
Настоящий сдобный изыск – «рогатый» каравай на яблоневой веточке. Такой может приготовить только ляднянская умелица. Он украшается «трехрогой» яблоневой веточкой – символом плодородия и процветания. Причем каждую очищенную веточку Тамара Емельяновна заворачивает в сладкое тесто и запекает. Вот вам и сдобные «рога», которые она потом украшает бусинами, ленточками, конфетами и др. Каждую свою манипуляцию женщина сопровождает приговорками, добрыми пожеланиями, чтобы наделить каравай положительной энергетикой.
А вот если в Дубровно вам предложили посохи, значит, гостю пора собираться за порог. Этими удивительно вкусными, тающими во рту маленькими булочками угощают «на посошок», приговаривая: «Пасахі на добрыя шляхі».
Булочки из дрожжевого теста мастерица готовит с маковой начинкой. Подаются посохи с медом, сладкой сметаной – с пылу с жару просто объеденье!
Эти блюда, а также бедную и богатую «куццю», каравай «Свадебный», курник, местный квас и другие лакомства представляет на всевозможных праздниках, выставках-дегустациях и смотрах-конкурсах народный клуб национальной кухни и белорусской игры «Дубровенскія прысмакі», участницей которого является и Тамара Синякова. На основе старинных игр, обрядов, обычаев члены клуба создают игровые программы, театрализованные представления.