Технология изготовления глиняных народных игрушек оршанского Поднепровья и витебского Придвинья, а также обряд «Розгары», бытующий в агрогородке Лукомль Чашникского района, пополнили Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Соответствующее решение принято республиканским научно-методическим советом, рассмотревшим данные объекты нематериального культурного наследия Витебщины.
Как рассказала заведующая отделом традиционной культуры областного методического центра народного творчества Надежда Улинович, глиняная народная игрушка связана с мифологическими представлениями кривичей.
– Игрушки и свистульки сохраняют как художественные принципы, древнюю символику, так и техники лепки, архаичные пластические формы и способы изготовления. Свистульки изготавливаются тремя способами: «на палец», «на палочку» и «пельмень», – поясняет Надежда Улинович.
Носителями народного искусства являются восемь мастеров Витебщины: Алеся Овчинникова из Бешенкович (на фото в центре), Ольга Алексеева и Людмила Червинская из Дубровенского района, Ирина Ворона из села Бабиновичи Лиозненского района, Екатерина Зеленская из Полоцка, Владимир Квашко из Сенно, Алеся Сарбаш из Витебского района и Татьяна Шинкарёва из Орши.
Белорусские свистульки отличаются от российских и украинских архаичностью, преобладанием пластического начала над декоративным и живописным. Глиняные игрушки Витебщины выделяются своей образностью – в виде коня, птицы, кавалера и дамы, гармониста и всадника, утки, свиньи, ягненка и т. д.
Обряд «Розгары» известен с XVIII века и представляет собой северо-восточный тип белорусской Русальной, или Троицкой недели, характерный для довольно ограниченной территории. Церемония проводится на восьмой день после праздника Святой Троицы в понедельник. После захода солнца молодые девушки и женщины выходят на окраину села, собирают цветы, травы, ветви деревьев. Подойдя к краю поля, одна из женщин вяжет сноп ржаных колосьев. Остальные начинают петь и плести венок, куда вставляют колоски, сорванные в поле. Венок должен быть таких размеров, чтобы через него мог пройти человек. Затем женщины и девушки идут в деревню. Приблизившись к дому, участники обряда поют и приглашают хозяев три раза пройти через венок. Этот ритуал означает, что в доме будут достаток и семейный лад. Молодым людям, которые встречаются на пути шествия, предлагают сразиться за любовь. Пройдя через деревню, все направляются к кладбищу, чтобы повесить венок на самое высокое дерево и усмирить гнев русалок. После этого сельчане отправляются в деревню, чтобы продолжить празднование общим ужином.
– Обряд «Розгары» – настоящая ценность, потому что он связан с памятью и уважением к своим предкам, – подчеркнула Надежда Улинович.
На сегодняшний день в Государственный список нематериальных историко-культурных ценностей Республики Беларусь включены 17 объектов Витебской области.