Тому, кто задавался вопросом, жива ли еще бардовская песня, стоило побывать в Концертном зале «Витебск», где в течение трех дней проходил XXX фестиваль-праздник авторской песни «Витебский листопад». Лучшим ответом сомневающимся был аншлаг и горячий прием публики. В прологе программы артисты молодежного театра «Колесо» сымитировали шум осеннего дождя, он перерос в ливень аплодисментов, которым затем сопровождался выход каждого участника фестиваля.
– Сама атмосфера города благоприятствует творческим проектам, многие из них, как «Витебский листопад», зародились еще в прошлом веке и благополучно перешли в нынешний, – отметил генеральный директор Центра культуры «Витебск» Александр Сидоренко.
И только продолжают свое существование, но и развиваются, обрастают новыми идеями, приобретают современное звучание. Так, на «Витебском листопаде» появился выставочный проект «Ритмы и рифмы времени», где свои творческие работы представили художники и поэты. Развешенные в холле концертного зала картины настраивали на размышление, заряжали эмоциями.
Ностальгические нотки привнесла экспозиция, возвращающая в 1980-е, когда на городских кухнях под свежезаваренный чай читали стихи и пели под гитару. Неслучайно один из фестивальных проектов назывался «Заварка», который включал на только концерт участников конкурса авторской песни, но и творческую мастерскую, проходившую в течение месяца.
Нынешний «Витебский листопад», соблюдая основные традиции предыдущих, был объявлен как экспериментальный. Новшеством стало исполнение авторских песен эстрадными артистами, вокальными ансамблями в сопровождении не только гитары, но и других музыкальных инструментов, в том числе народных.
Эксперимент – занятие рискованное, и не всегда он бывает удачным. Неоднозначное впечатление, например, произвел концерт «Булат Окуджава. Владимир Высоцкий. Цитаты», на котором песни известных бардов исполняли в переводах на разные языки. Понятно желание участников международного проекта показать, насколько популярны эти авторы в других странах. Но их и переводили для того, чтобы понять, о чем они поют. Все-таки в авторской песне главное – текст, и слушать барда, не понимая слов, мало удовольствия.
А вот программа «Лучшее… XXX лет» была на высоте. Зрители услышали не только полюбившихся за прошедшие годы белорусских исполнителей Татьяну Лиховидову, Ольгу Залесскую, Владимира Цвики, Александра Баля, петербуржцев Вячеслава Ковалева и Павла Пиковского, но и старые песни, которые стали золотым фондом «Витебского листопада». Кстати, многие из них включены в альбом, вышедший к юбилею фестиваля.
В последний листопадовский вечер зрители познакомились с победителями конкурса. В нынешнем году в состав жюри вошли не профессионалы, а люди, любящие авторскую песню.
Творческое соревнование проходило в трех номинациях: «Полный автор», «Автор», «Исполнитель». Трудно объяснить такое деление, но тем не менее лучших определили в каждой группе. Дипломы I степени в двух номинациях достались российским участникам из Электростали и Санкт-Петербурга, а среди исполнителей выделили витебчанина Дмитрия Коваленко.
Гран-при получил Анатолий Папейко из Могилева. Награды за преданность фестивалю Александр Сидоренко вручил самым преданным зрителям, которые в течение многих лет посещали концерты авторской песни.
На прощание на сцене опять устроили «дождь». Он стал своеобразным символом «Витебского листопада», который, по прогнозам его организаторов, продолжит свое путешествие во времени.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.