Свой день рождения коласовцы празднуют 21 ноября. Именно в этот день в 1926 году в Витебске состоялся показ спектакля по пьесе белорусского автора Ильи Бена «В прошлое время», который и стал отправной точкой истории театра в городе на Двине.
К его созданию прямое или опосредованное отношение имели знаковые личности. Архивные документы позволяют предположить, что одним из инициаторов открытия театра в Витебске была тогдашний руководитель Главполитпросвета и театральной секции Народного комиссариата просвещения БССР Софья Шамардина. В молодости она была дружна с Игорем Северяниным, Федором Сологубом, Корнеем Чуковским, Велимиром Хлебниковым, Владимиром Маяковским. Возможно, именно она посодействовала тому, чтобы выпускников студии при Московском художественном театре, которая набиралась для недавно открывшегося театра в Минске, направили не в столичный город, а в провинциальный Витебск.
Среди преподавателей студии были артисты и режиссеры МХАТа, в частности, дочь Всеволода Мейерхольда Ирина Хольд. Кстати, сам создатель новой театральной системы, как и знаменитый мхатовец Василий Качалов, прислали поздравительные телеграммы в честь открытия театра в Витебске. А лично поздравить молодую труппу приехали латышский поэт Янис Райнис и белорусский прозаик, друживший с Александром Куприным, в то время директор театра в Минске Язеп Дыло.
Театр получил название Второй Белорусский государственный, сокращенно – БГТ-2. Первым был работавший в Минске с 1920 года – будущий Купаловский. На витебской сцене начинали свой творческий путь народные артисты СССР Стефания Станюта, Николай Еременко-старший, народные артисты Беларуси Геннадий Гарбук, Августин Милованов.
Среди корифеев, имена которых вписаны золотыми буквами в летопись Коласовского театра, – народные артисты СССР Александр Ильинский, Павел Молчанов, народные артисты Беларуси Тимофей Сергейчик, Константин Санников, Раиса Кошельникова, Янина Глебовская, Елена Родзяловская, Мария Белинская и другие. Художественным руководителем был приглашен Сурен Хачатуров, брат известного советского композитора Арама Хачатуряна.
Труппа пополнялась выпускниками работавшей при театре студии. Ее закончили в разные годы Иосиф Матусевич, Анатолий Трус, Анатолий Шелег, Зинаида Конопелько.
В мае 1941-го театр находился на гастролях в Петрозаводске, где состоялась премьера спектакля «Несцерка», ставшего визитной карточкой коласовцев. За постановку режиссер Наум Лойтер, исполнители главных ролей Александр Ильинский и Тимофей Сергейчик, композитор Исаак Любан и художественный руководитель театра Павел Молчанов в 1946 году были удостоены Государственной премии СССР. Через этот спектакль прошло несколько поколений актеров. Народного балагура Нестерку в разное время играли Федор Шмаков, Евгений Шипило, Валентин Соловьев, Петр Ламан. В этом году постановка отпраздновала 80-летие и, как всегда, в зрительном зале был аншлаг.
В годы Великой Отечественной войны витебская труппа находилась в эвакуации в Уральске Казахской ССР. За это время было поставлено около 15 спектаклей на военную тему. Артисты в составе концертной бригады выезжали на фронт.
В 1944 году театру присвоено имя народного писателя Беларуси Якуба Коласа, в 1977-м он получил статус «академический», а в 2001-м – «национальный». В репертуаре коласовцев всегда были спектакли по произведениям белорусских авторов – Якуба Коласа, Дунина-Марцинкевича, Владимира Короткевича, Василя Быкова, Виталия Вольского. Уделялось внимание и зарубежной классике, современным авторам.
За прошедшие годы менялись поколения актеров, руководство театра, но неизменным оставалось преданное служение искусству. И это подтверждалось высокой оценкой на престижных фестивалях, в которых принял участие Коласовский театр, и зрителями разных стран, где витебская труппа побывала с гастролями. В копилке наград – Гран-при Международного театрального фестиваля в Эдинбурге (Шотландия), дипломы международных форумов в Трабзоне (Турция), «Славянский венец» (Москва), «Смоленский ковчег», «Славянские театральные встречи» (Брянск), «Родниковое слово» (Архангельск), «Золотой Витязь» (Москва). Витебским артистам аплодировали в России, Украине, Молдове, Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Франции, Италии, США.
– Мне довелось выходить на сцену с легендарными коласовцами – Зинаидой Конопелько, Николаем Тишечкиным, Федором Шмаковым, Людмилой Писаревой, Георгием Дубовым. Георгий Савельевич был не только замечательным артистом, но и давал точные профессиональные оценки спектаклям. Так получилось, что меня сразу включили в состав худсовета, и я осознавал, что рядом сидят корифеи, старался впитывать их слова. Похвала от них дорогого стоила, – рассказывает нынешний художественный руководитель Национального академического театра имени Якуба Коласа Михаил Краснобаев.
Худрук отмечает, что для того поколения театр был домом. Старшие преподавали молодежи не только актерское мастерство, но и искусство служения Мельпомене. Часто сравнивали два театра – Купаловский и Коласовский. Многие отмечали, что в Витебске сильнее актерский состав, коласовцы лучше говорили по-белорусски.
– Театр очень любили в глубинке, мы выезжали на месяц в районы. Причем все народные и заслуженные артисты радовались сельским гастролям не меньше, чем поездкам в Санкт-Петербург или Москву. А сколько анекдотичных случаев было! Мы часто играли в клубах, и порой на сцену не было выхода. Приходилось попадать через окно, к которому подставляли лестницу. Как-то стала по ней подниматься Валентина Петрачкова, которая играла деревенскую бабу, а местный житель стал ее стыдить: “Куда ты лезешь? Там артисты работают!”. Принял за свою, – вспоминает Михаил Краснобаев.
Конечно, театр за последние годы изменился. Может, нет уже такого трепета по отношению к этому виду древнего искусства, которое сегодня конкурирует с современным мультимедийным технологиями. Но каждый, кто приходит в зрительный зал, попадает под магию сиюминутного присутствия при таинстве рождения спектакля.
Так было в праздничный вечер, к которому была приурочена премьера спектакля «Ціль». Как пояснил его постановщик Михаил Краснобаев, он выбрал пьесу Григория Горина по мотивам романа бельгийского писателя Шарля де Костера не только из-за ее актуальности, но и потому, что в постановке можно было занять всю труппу. Хотелось, чтобы в 95-й день рождения театра на сцену вышли все. Спектакль насыщен юмором и героическим пафосом, повествует историю балагура и весельчака Тиля Уленшпигеля, который подает пример мужества, силы духа, любви к родине и становится народным героем своей страны.
– Я за психологический театр, мы имеем статус академического и должны ему соответствовать. Главная фигура – артист, если он талантлив, ему подвластны любые жанры, – выразил свое творческое кредо художественный руководитель Коласовского театра.
Его Величество актер был главным именинником на театральном торжестве. Поздравить коллектив с юбилеем пришли представители власти, общественных организаций, учреждений культуры Витебска, приехали коллеги из Купаловского и театра белорусской драматургии. министр культуры Анатолий Маркевич зачитал приветствие Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, в котором в частности, отмечается, что Коласовский театр занял почетное место в культурном пространстве страны, завоевал большую и благодарную аудиторию поклонников, обрел признание профессионалов. Глава государства выразил уверенность, что театр и в дальнейшем будет продолжать лучшие культурные традиции, содействовать воспитанию у зрителей высоких духовных качеств и патриотизма.
Больших премьер, неисчерпаемого вдохновения, крепкого здоровья, счастья и хорошего настроения пожелал труппе заместитель председателя облисполкома Владимир Пенин.
Ряд работников театра были награждены Почетными грамотами и благодарностями Министерства культуры, облисполкома и областного Совета депутатов. А благодарные зрители устроили артистам овации, под которые закрылся занавес юбилейного вечера.
Из 35 актеров первой труппы трое стали народными артистами СССР, шестеро – народными Беларуси, семеро – заслуженными артистами республики, еще двое – заслуженными деятелями искусств Беларуси. Всего же за 95 лет Коласовский театр воспитал целую плеяду видных актеров и режиссеров.
Фото Татьяны ПАСТЕРНАК