Уникальная выставка из собрания Музея древнебелорусской культуры открылась в Художественном музее Витебска. Как пояснил Борис Лазуко, директор учреждения культуры, созданного при Национальной академии наук, такая экспозиция находится в нашем областном центре впервые. Некоторые раритеты прежде никогда не покидали минский музейный зал, есть и такие, которые вообще не выставлялись после реставрации. Это, без сомнения, большой подарок Витебску. Кстати, Борис Лазуко родом из Браславского района, и как наш земляк постарался привезти действительно самые ценные вещи, в том числе собранные на территории придвинского края.
Среди них – известный слуцкий пояс, датированный второй половиной XVIII века. Он в свое время был найден в глубокском костеле в разрезанном виде. Реставраторы его восстановили. Именно этот экземпляр послужил основой для создания копии, которая была подарена Президенту Беларуси. А возродили технологию уникального ручного ткачества мастеров слуцкой мануфактуры Радзивилла преподаватели и студенты кафедры дизайна художественно-технологического факультета ВГТУ.
Как рассказал «Витебским вестям» директор Центра современного искусства Андрей Духовников, историческое здание на улице Толстого, 7 станет не просто еще одним экспозиционным залом, а местом общения творческих людей. Здесь смогут показать свои работы прежде всего начинающие художники. Данный проект можно считать первой реализованной инициативой в Год молодежи.
Когда-то этот дом, построенный в стиле классицизма в конце XVIII века, принадлежал зажиточному витеблянину, сегодня он входит в охранную зону исторической застройки городского квартала. В последнее время тут размещался проектный институт, а в 2014 году здание стало филиалом Центра современного искусства.
Работа нашего земляка пополнила золотую коллекцию произведений художников Парижской школы – уроженцев Беларуси.
Эту новость сообщили «Витебским вестям» сотрудники Белгазпромбанка, который в тесном взаимодействии с Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО, министерствами иностранных дел и культуры, Национальным художественным музеем осуществляет уникальный по своему содержанию культурный проект – возвращает на родину произведения родившихся в Беларуси и ставших всемирно известными художников. На этот раз уникальное собрание пополнилось бронзовой скульптурой Оскара Мещанинова «Мужчина с мертвым ребенком», которую банк приобрел у частного коллекционера. Это первая возвращенная в Беларусь работа нашего земляка.
Рэжысёр і сцэнарыст, генеральны дырэктар дабрачыннага фонду «Кліч сэрца» Антон Бойка ў мінулым годзе пачаў работу над кароткаметражнай фестывальнай стужкай ваеннай тэматыкі «Героеўскі». Гэта фільм пра дзіцячы партызанскі атрад, які нароўні з дарослымі змагаўся з акупантамі ў гады Вялікай Айчыннай вайны, пра нялёгкі лёс чатырох сяброў-сірот. Сюжет заснаваны на рэальных гісторыях, апрацаваных сцэнарыстам.
Кінастужка задумана аўтарам як дабрачынны праект, які павінен быць рэалізаваны з дапамогай нераўнадушных людзей з розных сфер дзейнасці: кінаіндустрыі, бізнесу, проста аматараў кіно. У творчую групу ўжо ўвайшлі знакамітыя расійскія і беларускія акцёры Ян Цапнік, Руслан Чарніцкі, Таццяна Чардынцава і іншыя.
Рождество Христово – один из самых светлых христианских праздников, который отмечается с особым благоговением. Поэтому неудивительно, что в это время творческие натуры ощущают такую всепоглощающую радость, которой хочется делиться со всеми. И самый действенный способ – через творчество. Этим и руководствовались организаторы ежегодной выставки-конкурса детского творчества «Рождественские мотивы», привлекая к участию воспитанников и педагогов школ искусств, объединений дополнительного образования, воскресных школ Придвинья.
Более трех сотен работ юных художников из областного центра, Новополоцка, Орши, Чашник и других регионов разместились в выставочных залах детской школы искусств №3 Витебска «Маладик». В каждую из них участники в возрасте от 4 до 17 лет вложили частичку своей души и таланта. Глядя на эти живописные рисунки и рукотворные поделки, понимаешь, что маленькие творцы многое знают про историю возникновения светлого праздника. Библейские сюжеты нарисованы с особым трепетом, с использованием только ярких и теплых оттенков. А ангелы, которых на данной экспозиции было большинство, обитают где-то поблизости. И чтобы их увидеть, надо только поверить…
В экспозиции, разместившейся в областном методическом центре народного творчества, можно увидеть 8 батлеек из разных регионов Витебщины. Здесь есть и традиционный докшицкий вертеп на колесах, и 1-3-ярусные конструкции из Городка, Браслава, Бешенкович, Новополоцка, других населенных пунктов, и рукотворные куклы, которые используют для показа спектаклей.Батлейка – белорусский народный кукольный театр вертепного типа. Название происходит от слова «бетлеем» – искаженного наименования города Вифлеема, в котором согласно библейскому сказанию родился Иисус Христос. В Европе она зародилась в XV веке, а в Беларуси получила распространение с XVI в. Как рассказала ведущий методист ОМЦНТ Елена Черных, представления обычно начинались на Рождество и продолжались до завершения Святых вечеров, то есть до наступления Нового года. Кукловоды, сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому либо устраивали спектакли на торговых площадях.
Репертуар батлейки можно разделить на «высокий» (религиозная тематика) и «низкий» (сатиричные сценки из народной жизни). Кукольный ящик, несмотря на разную конструкцию, имел определенную общую символику: с левой стороны верхнего яруса обычно находился «рай», с правой нижнего – «ад».
Традиционное искусство рисованных ковров Витебского Поозерья внесено в список историко-культурных ценностей нашей страны, который создан при финансовой и консультативной поддержке ЮНЕСКО. Маляванки, как пояснила «Витебским вестям» ведущий специалист областного методического центра народного творчества Ирина Шатило, – вид народного искусства, родоначальником которого считается Язеп Дроздович. Традиция расписывать ковры особенно была распространена в 1920-е годы в Глубокском, Шарковщинском, Поставском, Докшицком районах. В этих регионах сложился характерный художественный стиль, композиционные схемы. На коврах обычно изображали картины рая, каким его видел народный художник, родные пейзажи, по краям наносили растительный орнамент. Маляванками украшали деревенские дома.
Из поколения в поколение передавалось мастерство. В числе ярких представителей этого вида искусства Ирина Шатило называет ученика Дроздовича Федора Суховило из Глубокского района, Марию Ларину из Витебска. Их работы находятся в фондах ОМЦНТ. Сегодня традицию продолжает директор Глубокского Дома ремесел Светлана Сковырко, которая делится секретами ремесла с молодым поколением.
З 20 снежня па 9 студзеня ў Віцебску адбудзецца ўжо 13-ты фестываль «Дні хрысціянскай культуры». У яго рамках пройдзе шэраг мерапрыемстваў духоўнага плана.
Так, 20 снежня ў катэдральным касцёле Езуса Міласэрнага (вул. Воінаў-інтэрнацыяналістаў, 28) на выставе «Божы свет вачыма дзяцей» свае творы прадставяць навучэнцы віцебскіх школ, а 24 снежня на падобнае мерапрыемства запросіць абласны мастацкі музей. 25 снежня ў 12.00 у касцёле Святога Духа (вул. Чкалава, 5а) пройдзе святочны канцэрт «Радасць Божага Нараджэння», а 27-га ў 17.00 – чытацкія сустрэчы ў катэдральным касцёле (навуковы мадэратар – прафесар філалогіі Іван Лапін).Традыцыйна пройдуць і дабрачынныя мерапрыемствы. 29 снежня для пацыентаў Віцебскай дзіцячай абласной клінічнай бальніцы будзе арганізавана каляднае віншаванне ад каталіцкіх парафій абласнога цэнтра, студыі «Юнікс» і вучняў Сялюцінскай школы мастацтваў, а на наступны дзень Святы Мікалай павіншуе з Раством хлопчыкаў і дзяўчынак дзіцячых аддзяленняў абласной клінічнай бальніцы. 6 студзеня катэдральны касцёл у 19.00 запросіць на канцэрт артыстаў абласной філармоніі. Скончыцца фестываль конкурсам нацыянальнай батлейкі ў Палацы творчасці дзяцей і моладзі Чыгуначнага раёна Віцебска, які распачнецца 9 студзеня а 10-й гадзіне.
Сегодня трудно представить Наталью Чернюк в другой профессии, а, как выяснилось, она не собиралась быть хореографом. Когда ее, выпускницу Ленинградского культпросветучилища, уговорили временно заменить педагога в тамбовском Доме пионеров, была убеждена, что это работа не для нее. Даже не предполагала, что, зайдя случайно в танцкласс, влюбится в это искусство навсегда. Параллельно закончила с красным дипломом Московский университет культуры и по распределению вместе с мужем приехала в Витебск.Первый коллектив молодые специалисты создали на телезаводе «Витязь» и назвали его «Антре». Балетный термин меньше всего подходил к постановкам тематических танцев про тружеников, строителей БАМа, поэтому, выезжая на различные смотры, приходилось выступать под другим именем. Кстати, название детского ансамбля «Зорька», который Наталья создала в 1981 году в ДК УБОН, она приняла не сразу.
– Когда мы объявили набор в детскую танцевальную группу, пришли 4 человека. У меня был шок, ведь в Тамбове в ансамбль трудно было попасть. Но вскоре витебский коллектив получил признание, и тогдашний директор ДК Ирина Козина решила подать документы на присвоение ему звания образцового. Но так как ансамбль существовал недолго, а нужно было не менее пяти лет, нашли документы, что с 1962 года была танцгруппа «Зорька». Вот с этим названием мы и выступали перед комиссией. Поначалу я сопротивлялась, оно у меня ассоциировалось с неуклюжими буренками, но «Зорька» прижилась и стала, можно сказать, своеобразным брендом, – говорит Наталья Чернюк.
Глядя на работы фотовыставки, представленной в областном краеведческом музее, в очередной раз убеждаешься: как часто проходишь мимо чего-то прекрасного, его не замечая.
Заслуженная артистка Беларуси Тамара Скворцова стала лауреатом XII Международного театрального форума «Золотой Витязь». «Золотой диплом» ведущий мастер сцены Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа получила за роль Бабушки в спектакле «Пахавайце мяне за плінтусам» в постановке художественного руководителя театра Валерия Анисенко.Награду артистке вручили во время торжественной церемонии закрытия V славянского форума искусств «Золотой Витязь», который длился около года и включал более 500 программ, в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве.
Монографию «История витебской окружной милиции» презентовали в северной столице в выставочном зале «Духовской круглик». Издание представила старший хранитель фондов центра культурно-воспитательной работы УВД облисполкома, архивист, краевед Инна Абрамова ( на фото слева). Такой же труд, только о витебской губернской милиции, где изложены этапы зарождения и формирования службы охраны правопорядка, под ее авторством вышел в свет около трех лет назад. Теперь желающие имеют возможность познакомиться с историей становления милиции в период с 1924-го по 1938 годы. В издании приводятся факты, версии, имена, события, подробности этого этапа жизни Витебска, в том числе и ее криминальной стороны. Материалы поданы как в справочно-документальной, так и в художественной форме. Особое внимание уделено громкому делу тех времен — убийству витебского художника Юрия Пэна. Тайна этого преступления так и осталась за завесой времени, хотя подозреваемые понесли наказание.
Издание представляет интерес не только для сотрудников правоохранительных органов, но и для простых обывателей, так как здесь раскрывается многоликая история города. Тираж книги небольшой, распространяется она на бесплатной основе. Несколько экземпляров находятся в областной библиотеке им. В. Ленина, библиотеке ВГУ им. П. Машерова, Витебском УВД. Готовится к выходу электронная версия.
Установка композиции, посвященной известной белорусской сатирической поэме, которую написал в XIX веке уроженец Городокского района Константин Вереницын, входила в план мероприятий по подготовке к областному фестивалю тружеников села «Дажынкі». Правда, никаких торжеств по поводу ее открытия в городском парке не было, слишком много других интересных событий вмещала программа праздника. Но местные жители и многочисленные гости сразу обратили внимание на веселого лесника, будто сошедшего со страниц книги. Многие фотографировались на фоне скульптуры, которая призвана была стать одной из достопримечательностей Городка. Но, увы, простояла она только два месяца. – Людям эта композиция нравилась, сожалею, что теперь ее нет, – говорит начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Наталья Гамзюк и поясняет, что «Тараса на Парнасе» забрали представители ООО «Литейный двор», – предприятия, которое изготовило скульптуру.
Мы связались по телефону с его директором Николаем Столяром, который отметил, что этот случай беспрецедентный для «Литейного двора». Предприятие выполняло работу согласно договору с Городокским УКС. Представители районной власти инспектировали изготовление скульптуры на всех этапах, принимали сначала ее в мягком материале, затем перед отправкой в Городок.
Показ пройдет с 4 по 7 декабря в витебском кинотеатре «Мир». Для тех, кто изучает французский язык, это уникальная возможность проверить свои знания. Ведь фильмы будут демонстрироваться на иностранном языке с субтитрами на русском. Торжественное открытие с участием представителей Посольства Франции в Республике Беларусь намечено на 4 декабря. В этот день также состоится показ анимационного фильма совместного производства Франции, Бельгии и Люксембурга «Давай, рассказывай». Борясь за первенство в конкурсе, папы сочиняют истории о гномах, принцессах, динозаврах и инопланетянах. Кто победит? Ответ узнает тот, кто побывает на киносеансе.Директор кинотеатра «Мир» Татьяна Екомасова отметила, что проведение Дней франкофонного кино стало доброй традицией. Это ежегодное мероприятие пользуется большим успехом не только у учащихся, изучающих французский, но и у тех, кто интересуется культурой этой страны. Татьяна Петровна надеется, что нынешний кинопоказ также соберет много зрителей. Ведь представленные Посольством Франции в Республике Беларусь фильмы заслуживают внимания: психологическая драма «Анжель и Тони», драма «Преследование», кинолента «Рина», комедия «Вместе – это слишком».
Традиционные звоны 24 православных храмов западных регионов Беларуси, четыре из которых находятся на Витебщине, предложено включить в список нематериального наследия ЮНЕСКО.Это совместная инициатива Союза музыкальных деятелей, Института культуры Беларуси и Белорусской православной церкви. На протяжении многих лет историей и традицией колокольных звонов занимается кандидат искусствоведения, преподаватель Белгосакадемии музыки Елена Шатько. Она посетила 247 церквей, паспортизировала и систематизировала 1747 колоколов XVI – XX веков. Ее изыскания легли в основу монографии по кампанологии «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность», изданной к 1025-летию Крещения Руси. Недавно эту книгу автор презентовала в Витебске. – В издании предпринята первая попытка в белорусской кампанологии рассмотреть колокол как материальный и духовный объект православной церкви. В книгу вошли исторические сведения о звонарях Беларуси, рассказы о практике обучения звонарскому делу. Здесь помещены архивные документы о колокольных наборах белорусских церквей, формы, фотографии колоколов и сельских звонарей, нотации звонов.
– По каким признакам были отобраны раритеты, претендующие на статус нематериального историко-культурного наследия ЮНЕСКО?
Увертюрой праздника станет органный концерт известного американского музыканта Рональда Эбрехта. Его сольные выступления проходили в различных городах США, Франции, Италии, Германии, России, Китая и других стран. Кроме того он работает в составе различных камерных ансамблей, записал множество компакт-дисков.
Першыя экзэмпляры адноўленага гістарычнага кніжнага помніка нашай краіны ў дар бібліятэкам, музеям і навучальным установам Віцебшчыны перадаў намеснік дырэктара па навуковай рабоце і выдавецкай дзейнасці Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі Аляксандр Суша.
– Тураўскае Евангелле – гэта ўнікальны, не толькі беларускі, але і адзін з самых старажытных усходнеславянскіх рукапісаў, які датуецца сярэ-дзінай XI ст. Ён сведчыць пра раннія карані духоўнасці, пісьмовай і інтэлектуальнай культуры на нашых землях. Арыгінал зараз знаходзіцца ў Літве, але дзякуючы факсіміле ў беларусаў з’явілася магчымасць дакрануцца да гэтай гістарычнай спадчыны.
«Австрийская скрипичная осень» – под таким названием в областной филармонии 28 ноября пройдет концерт камерной музыки в исполнении скрипача Владислава Миценко.
Владислав – выпускник музыкальных училищ им. Гнесиных (Москва) и витебского им. И. Соллертинского, лауреат международного конкурса имени Н. Лысенко, солист-инструменталист филармонии.
Договор о сотрудничестве подписали Витебский центр современного искусства и культурный центр «Дусятская художественная галерея» Зарасайского района Литвы.
Зарасай связывает с Витебском имя известного художника Юрия Пэна, который родился в этом литовском городке. В нынешнем году там экспонировались картины из фондов нашего областного музея, витебские художники принимали участие в пленэре «Зарасай – край озерный», приуроченном к 160-летию со дня рождения Пэна.
Многие хореографы, с кем довелось поговорить за пять фестивальных дней, отмечали, что ехали в Витебск за идеями. IFMC вдохновляет, дает почву для размышлений, позволяет оценить собственное творчество. Очень важно, как считает нынешний председатель жюри, художественный руководитель театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару, что на одной сцене выступают опытные и начинающие коллективы, и у тех, и у других есть желание найти свой путь в искусстве. «Я сам как хореограф родом из Витебска, именно здесь в 1996 году состоялся мой дебют», – сказал признанный сегодня в мире танца модерн мастер.
Кстати, тогда Раду Поклитару не получил никакой награды. Оценивать авторскую хореографию – дело непростое, тем более, когда у членов жюри о ней разное представление. Например, профессору высшей школы театра и танца в Нойсе Клаусу Рихтеру (Германия) интересны построение произведения, история, которую хочет поведать артист. Для хореографа из Италии Эммануэле Соави, виртуозно исполнившего на вечере одноактных балетов Фавна, контемпорари данс – выражение через пластику душевного состояния. «Я порой сам не могу объяснить, что делаю, но точно знаю, что чувствую», – поясняет Эммануэле. Художественный руководитель челябинского театра Ольга Пона считает, что тело танцора должно передавать мысль, идею, критерием для нее является оригинальная лексика. Но, несмотря на разность подходов к оценке конкурсных произведений, все члены жюри сходились в главном: самое важное – яркая индивидуальность, харизма и талант. Именно это находит отклик у зрителей, о чем постановщики не должны забывать. Танец, к какому бы направлению он ни относился (классике, модерну, контемпорари, свободной пластике), если его показывают на сцене, – это прежде всего зрелище.