В театре есть люди, преданно служащие искусству, но никогда не выходящие на поклон после спектакля. Им не дарят цветы в день премьеры, не узнают, как артистов, на улице. Их отделяют от зрительного зала кулисы, за которыми открывается свой, не менее интересный театральный мир. В него мы и решили заглянуть в преддверии международного профессионального праздника.
27 марта – Всемирный день театра.
Нас встретил заведующий художественно-постановочной частью Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Дмитрий Мухташев, которого можно назвать хозяином закулисья. На этой должности он недавно, но хорошо знает каждый винтик творческого механизма, который запускает работу всех цехов.
Один из них – пошивочный. Сценического героя, даже голого короля, надо одеть. Этим и занимаются швеи под руководством Татьяны Смунёвой. Игольных дел мастерицы без дела не сидят. Сейчас на выходе новый спектакль, к которому надо пошить еще несколько костюмов. Татьяна – профессионал с 26-летним стажем. Ей под силу работа любой сложности, и платья разных эпох, и фантазийные, которые обычно предлагает художник-постановщик Андрей Пронин. Чем труднее задача, тем интереснее ее выполнять, рассказывает Татьяна.
– Помню, как мы с главным художником театра Светланой Макаренко создавали воротник для Снежной королевы. Он был очень непростой в конструировании, хотелось, чтобы данная деталь выражала образ надменной, холодной героини. Думаю, это удалось. Воротником Снежной королевы больше всего горжусь, – отмечает Татьяна Смунёва.
Сейчас платье из сказки хранится в костюмерной, где более 20 лет работает Татьяна Кублицкая. Здесь на вешалках «отдыхает» одежда героев всех постановок, которую после каждого спектакля приводит в порядок работник по стирке белья Лариса Бажанова.
А обувщик Валерий Кустов без труда может смастерить хрустальную туфельку для Золушки или чуни для бычка из другой сказки. За 15 лет работы в Коласовском театре он обул многих героев. Кому на сапоги нашил шпоры, кому на туфли приклеил стеклышки, которые при сценическом свете смотрятся как драгоценные камни. Приходилось обтягивать обувь различным материалом и самому конструировать лодочки. По образованию Валерий техник-технолог, и ему больше всего нравится создавать обувь с нуля. Специалиста такого уровня с руками бы оторвали на обувных предприятиях и в мастерских с более высоким заработком, а он говорит:
– Я и без денег ощущаю себя счастливым человеком. Занимаюсь любимым делом, которое требует постоянного творческого поиска.
В любви к театру признается и главная по цеху декораций Ксения Минаева. Она пришла за кулисы еще девчонкой – помогать маме, так и задержалась уже более четверти века в интерьере удивительных театральных предметов.
На каждый спектакль Ксения записывает в тетрадку список вещей, которые надо вынести на сцену, хотя наизусть знает реквизит к любой постановке. Но такой порядок. Случайный человек никогда не разберется в этом складе предметов, а у нее все на своих местах.
– Здесь есть уникальные старинные вещи, которые приносят в театр артисты, зрители, я нахожу на свалках. На днях позвонила женщина и предложила кобуру и военные сумки. Реквизит бывает и, как мы его называем, исходящий – настоящие фрукты, пирожные, которые покупаем. Раньше для спектакля даже блины за кулисами пекли, чтобы пар от них исходил на сцене, – рассказывает Ксения.
Есть постановки, в которых используются более ста предметов, и каждый играет свою роль.
Ни один артист не выйдет на сцену без сценического макияжа. Профессионально его делают в гримерном цехе, которым заведует Светлана Шатько. Светлана преданно служит храму Мельпомены уже 34 года и говорит, что театр – ее жизнь.
– Наша работа включает несколько профессий: гримера, постижера, визажиста, парикмахера. Всему этому приходится учиться в ходе практики, – поясняет Светлана Шатько, которая обучила тонкостям своего искусства не одного специалиста.
Она мастерски перевоплощает артиста в его героя. Делает кого-то красивее, а кого-то безобразнее. Кому-то нужны локоны принцессы, а кому-то лысина, под которой нужно спрятать даже длинные волосы.
– Самое сложное – перевоплощение во время спектакля. За несколько минут актер должен выйти на сцену в другом образе. Над этим колдуют по два гримера и костюмера. Адреналин зашкаливает. Но и за это люблю театр, – признается Светлана.
Перед уходом из театра мы заглянули и на сцену, где застали художника по свету Евгения Кулешова. Он из актерской династии, отец – народный артист Беларуси Владимир Кулешов, мать – актриса Нина Левашова. Они уже ушли из жизни, но на сцене играет их дочь Ольга Кулешова. А брат направляет на родную сестру свет софитов, сам оставаясь в тени ее талантливой игры.
Евгений 25 лет слышит гром аплодисментов из осветительной будки, остальные труженики закулисья – из радиодинамиков, установленных в цехах. И пусть этих героев не видит публика, но знаки благодарности зрительного зала имеют к ним самое прямое отношение. Без них не было бы спектакля и успеха.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.