Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Культура

«Тени» из театрального прошлого. Новая премьера в театре Якуба Коласа в Витебске

Коласовский театр в год своего 90-летия обратился к драматургии первого заведующего литературной частью БГТ-2 (как  прежде называлась витебская труппа) Франтишка Олехновича.

DSC01225

Спектакль  "Цень думкі нашай..." создан по пьесе "Тени", написанной в 1919 году. Это история запутанных отношений между отцом, сыном и молодой девушкой, к которой они испытывают нежные чувства, о перипетиях любви, о воспоминаниях, которые, как тени, не покидают человека.

Франтишек Олехнович – автор около двух десятков сатирических и бытовых комедий, водевилей, фарсов, мелодрам. Его судьба сложилась трагично. Талантливый  драматург, актер, режиссер, один из создателей профессионального театра в Беларуси был безосновательно репрессирован, отбывал наказание на Соловецких островах. В 1933 году в результате соглашения между Польшей и СССР о политзаключенных его обменяли на языковеда Бронислава Тарашкевича. Свои воспоминания о годах, проведенных в сталинском лагере, Франтишек Олехнович изложил в книге «В когтях ГПУ».  Погиб в Вильнюсе от рук неизвестных убийц в 1944 году.

DSC01214

Прежде произведения белорусского драматурга никогда не ставились на коласовской сцене. В свое время они были запрещены, так как их автора считали врагом народа. Затем это имя надолго забыли. Только в конце 1990-х – начале 2000-х пьесы Франтишка Олехновича увидели свет рампы в минском театре «Дзея».

Витебская постановка – дипломная работа выпускницы режиссерского отделения Белорусской академии искусств Нины Обуховой. Начинающий автор предложила свое, несколько вольное прочтение материала, добавив в него факты из биографии самого драматурга. Так, одна из героинь вдруг заявляет, что она мать  Франтишка Олехновича, а вторая выступает то ли в роли сотрудницы ГПУ, то ли свидетельницы его ареста. Такие чужеродные вкрапления выглядят, по крайней мере, странно, и по большому счету, разрушают природу пьесы, как и монологи, взятые из других произведений. Не всегда оправдана перенасыщенность современной хореографией (исполненной порой не на высоком уровне), особенно в начале сценического повествования. Создается впечатление, что режиссер  решила использовать как можно больше приемов, не заботясь об общей стилистике и сути постановки. Но стоит поддержать Нину Обухову в ее попытке обратиться к имени Франтишка Олехновича, с которым связана история (пусть недолгая, он проработал на посту завлита несколько месяцев) Коласовского театра.  

DSC01234

Особо хочется отметить удачную работу художника-постановщика Андрея Жигура. Сценография задает ритм постановке, придает ей оригинальную окраску. В спектакле заняты артисты Наталья Аладко, Георгий Лойко, Ульяна Атясова, Роман Соловьев.
Премьера  приурочена к 133-летию Франтишка Олехновича, которое отмечалось в марте.

Фото Татьяны ПАСТЕРНАК.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ