В областном методическом центре народного творчества экспонируются сразу две выставки. Одна представляет работы мастеров ткачества и плетения поясов, оберегов, другая – произведения декоративно-прикладного искусства на тему легенд и преданий придвинского края.
Толока, как узнали посетители экспозиции, не только совместная работа, но и имя покровительницы жатвы и плодородия. Наши предки устраивали праздники в ее честь. Женщины плели толоконный венок и бросали жребий, кому быть Толокою, водили вокруг нее хороводы, пели, ходили по домам, хозяева кланялись Толоке в пояс, сажали в красный угол, угощали.
В экспозиции немало и других белорусских мифологических героев. Есть здесь и самый страшный зверь на свете – Цмок, и дух леса – Пущевик, и хранительница очага – Домовуха, и живущий в озере Водяник – старый дед с длинными волосами и шкурой, покрытой водорослями.
Один из авторов выставки Александр Савченко вырезал из дерева Стрибога, других покровителей стихий, земли и человека. Этой темой увлекся, когда прочел подаренную братом книгу о белорусской мифологии.
За несколько лет создал целую коллекцию персонажей легенд. А самодеятельный художник из Браславского района Ян Ридико рядом со своими картинами поместил тексты относящихся к ним преданий. Например, об Урбане – молодом человеке, который вызволил девушку, украденную Лесуном.
«Паясы не толькі для красы» – так называется часть экспозиции, которая демонстрирует богатые традиции ткачества и плетения поясов, а также гобелены, текстильную пластику, сувениры, изготовленные по старинным технологиям на разнообразные фольклорные и сказочные темы.
У наших предков пояса выполняли сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, защитную, декоративную. Этот предмет народного костюма был обязательным элементом одежды белорусов.
Рубашку мужчины дважды подпоясывали тонким плетеным либо тканым поясом с кистями. Женщины повязывали им рубашку, понёву, юбку. С верхней одеждой носили широкий кушак. Выходить из дома без пояса считалось нарушением этических норм.
Завязанный вокруг тела пояс призван защищать человека от нечистой силы, дурного глаза и болезней. В свадебных обрядах невеста должна была одаривать поясами родню, музыкантов, сватов, и поэтому начинала ткать или плести их с раннего возраста. Поясом связывали первый сноп урожая, расстилали на пороге при выгоне стада весной в поле.
На Витебщине немало мастеров, искусно владеющих древними традициями изготовления поясов. Этот вид народного творчества сегодня возрождают во многих домах ремесел, особенно славятся этим Городокский, Лепельский, Браславский районы, представившие на выставке среди других регионов области изделия своих рукодельниц.
Фото Татьяны ПАСТЕРНАК.