В Витебске 225 лет тому назад было открыто первое светское учебное заведение.
После того, как в Полоцке в 1789-м было основано главное народное училище, белорусский генерал-губернатор П. Пассек ходатайствовал о создании такого же в Витебске. Торжественное открытие состоялось в 1794-м. К первому учебному году в Витебское народное училище набрали всего 27 мальчиков. А среди учащихся в начале XIX в. был впоследствии известный декабрист Иван Горбачевский. В 1808 году училище реорганизовали в губернскую гимназию, названную в честь правившего тогда императора Александра I.
За первые 75 лет в Витебской мужской Александровской гимназии обучилось 18 023 ребенка, но окончили курс только 665, то есть 3,68% (четверо из каждых ста!): в царское время не существовало такой благодати, как всеобщее среднее образование. За 1808 – 1918 гг. через гимназию прошло не менее 32 тыс. юношей, а сколько окончило – неизвестно.
В ученической среде ни один предмет не вызывал и не вызывает до сих пор такую нелюбовь к себе, как математика. Арифметика, алгебра, геометрия (а была еще и тригонометрия!) большинству школьников даются нелегко. Почему – вопрос отдельный.
Витебские же гимназисты 135 лет тому назад, в 1884 – 1885 учебном году, сдавали экзамены по математике в каждом классе. Тем, кто их не сдавал, полагалась работа на лето. Знаешь ли ты, нынешний школьник или гимназист, что это такое? Наверное, нет. Попробуйте решить задачи, которые учителя предлагали нашим прапрапрапрадедушкам, чтобы их можно было перевести в следующий класс. Содержание этих задач созвучно своему времени, и в тексте встречаются непривычные нынче слова, меры длины и веса. Но сути это не меняет. Мы обязательно назовем имена тех, кто первым пришлет в редакцию правильные ответы.
За первые 75 лет в Витебской мужской Александровской гимназии обучилось 18 023 ребёнка, но окончили курс только 665, то есть 3, 68% (четверть из каждых ста!): в царское время не существовало такой благодати, как всеобщее среднее образование.
Задача по арифметике для 4-го класса Витебской гимназии за 1884 – 1885 учебный год (мальчики 12 – 14 лет). «Две артели рабочих получили процентные деньги с капитала 36 000 рублей за 1,5 года, считая по 6% годовых. Сколько из этих сумм получила каждая артель, если в первой из них было 70 человек, работавших 120 дней по 9 часов, а во второй — 90 человек, работавших 110 дней по 12 часов?»
Задача по алгебре для 4-го класса (мальчики 12 – 14 лет). «А. и В. сделали вместе несколько покупок на 48 рублей. Для расплаты А. отдал все свои деньги, а В. только 3/4, но если бы А. отдал 3/4, а В. все свои деньги, то для уплаты 48 рублей недоставало бы 1 рубль 50 копеек. Сколько денег имел при себе каждый?»
Задача по алгебре для 5-го класса (мальчики 13 – 15 лет). «Купец имеет два куска сукна. Аршин первого стоит 25 рублей, второго – 3 рубля 15 копеек. Стоимость обоих кусков составляет 178 рублей 3 копейки. Сколько аршин в обоих кусках?»
(Аршин — русская мера длины, равная 0,71 м).
Задача по алгебре для 6-го класса (мальчики 14 – 16 лет). «Отец положил в банк своему сыну при рождении капитал в 3000 рублей, который к совершеннолетию сына равнялся 8357 рублям 80 копейкам. На какие проценты положен был капитал?»
(Совершеннолетие в то время наступало в 21 год).
Аркадий ПОДЛИПСКИЙ, Витебск.
Фото из открытых источников.