Для подготовки социальной элиты и конкурентоспособного молодого специалиста нужно больше внимания уделять преподаванию социально-гуманитарных наук, считают представители вузов Беларуси, России, Таджикистана и Латвии, обсуждавшие в Витебском государственном технологическом университете тему гуманитарной составляющей высшего образования.
С чего начинается карьера выпускника вуза? Ошибочно полагать, что со знакомства с новым местом работы. Сейчас молодые специалисты зачастую сами ищут, где трудоустроиться, причем стараются попасть в престижные компании. Как правило, первое, с чем сталкиваются вчерашние студенты, – собеседование. На нем потенциальный работодатель проверяет в первую очередь не столько безупречность диплома, сколько коммуникационные способности претендента на должность. Стрессоустойчивость, умение работать в коллективе, взаимодействие с людьми – на первый план не всегда выходят профессиональные навыки. Только академических знаний для нового работника недостаточно, ему необходимо обладать широким кругозором, способностью быстро усваивать новую информацию и учиться на протяжении всей жизни.
В Беларуси наблюдается упадок в сфере преподавания гуманитарных наук. На технических специальностях некоторые предметы данного профиля стали факультативными. В связи с этим, считает доктор социологических наук, завкафедрой гуманитарных дисциплин Могилевского госуниверситета продовольствия Юрий Бубнов, возникают трудности непосредственно у студентов. Для неподготовленного молодого поколения избыток информации стал камнем преткновения, в большом ее потоке молодежь теряется и не знает, как вычленить главное и отбросить второстепенное. Если раньше на лекционных и практических занятиях преподаватели могли научить не просто пользоваться доступной информацией, но и анализировать, правильно ее интерпретировать, то сегодня юношам и девушкам все это зачастую приходится осваивать самостоятельно.
– Выпускник вуза входит в жизнь, и ему нужно двигаться в социальном пространстве, – отмечает кандидат соцнаук завкафедрой философии и методологии университетского образования Республиканского института высшей школы Марина Волнистая. – Сейчас востребован специалист, который владеет блоком социально-гуманитарных знаний, осведомлен об исторической канве, действии политических систем, эрудирован. Все это дает ему преимущество на современном рынке труда. И сегодня надо модифицировать методы преподавания социально-гуманитарных наук, развивать интерактивность, больше пользоваться проектными методами обучения.
В качестве примера она привела республиканский проект по возрождению малой родины. Кроме кооперирования интересов, он выполняет и воспитательную функцию: прививает любовь к родным краям, уважение к историческому наследию предков.
– Расширение воспитательного пространства позволяет вузу готовить социальную элиту завтрашнего дня, – считает Марина Волнистая.
Также на встрече в ВГТУ обсуждалась тема коррупции и борьбы с ней. Показателен пример Витебского филиала МИТСО: здесь, по словам его директора Александра Дединкина, практические занятия по теме противодействия коррупции ведут работники городской прокуратуры. Причем для студентов экономических специальностей – в обязательном порядке.
Но как сообщил профессор Юрий Бубнов, в подавляющем большинстве молодежь не владеет информацией по теме коррупции. Поскольку задача вузов – готовить не просто квалифицированных специалистов, а управленцев, то необходимо уже с первого курса просвещать молодежь об уголовных последствиях «поощрительных подарков».
В целом, отмечают представители преподавательского состава высшей школы, новый ритм жизни вызвал появление человека мобильного. Современные технологии позволяют не быть привязанным к одному месту и работать даже в условиях так называемого кочевнического образа жизни. Идея движущегося мира стала превалировать. Именно в таких условиях конкурентоспособен специалист, способный быстро находить нужную информацию и использовать ее в работе. А это проще делать, владея всем спектром социально-гуманитарных знаний.