У моей знакомой дочка учится в восьмом классе средней школы. Отличница, четыре раза в неделю посещает художественную школу, по выходным – курсы по английскому. И все бы хорошо, но ребенок, по словам мамы, часто захлебывается в домашних заданиях, просиживая за ними по 5-6 часов ежедневно, почти без выходных. «Разве это нормально?» – задается вопросом родительница. Попробуем разобраться.
– У меня очень ответственный и старательный ребенок, способный, – рассказывает знакомая.– Но нагрузка огромная, бывают дни, когда дочь не успевает вечером сделать все заданное на дом и встает в 5 – 6 утра, чтобы подготовиться дополнительно. К тому же некоторые учителя настаивают на подготовке к олимпиадам. И ребенок не может отказаться, мучается. При этом по санитарным нормативам она должна тратить на домашние задания не более двух часов. Если на следующий день 6 – 7 уроков, выходит всего 20 – 25 минут на один предмет. Хорошо сделать что-то за такое время невозможно, особенно, если много устных предметов. Иногда приходится вести не очень приятные беседы с педагогами по этому поводу.
Чтобы прояснить ситуацию, я отправился в обычную среднюю школу Витебска, где провел анонимный опрос старшеклассников, а также расспросил о домашних заданиях знакомых, у которых есть дети-школьники.
Стоит отметить, что у 10 – 11-классников учебная нагрузка разная: в профильных классах или группах она значительно выше, чем в базовых, которых в городских учреждениях образования осталось немного.
Более 70% опрошенных старшеклассников ответили, что тратят на «домашку» по 4 – 6 часов ежедневно – это почти в два раза превышает санитарные нормы
В школе, где побывал я, есть только профили, поэтому неудивительно, что более 70% опрошенных старшеклассников ответили, что тратят на «домашку» по 4 – 6 часов ежедневно – это почти в два раза превышает санитарные нормы. Причем больше половины ребят дополнительно занимаются с репетиторами или обращаются за помощью к родителям. Каждый второй отмечает, что нередко ощущает перегрузку от домашних заданий.
– Сын учится в пятом классе, и объемы домашних заданий напрягают, – делится Анна. – В мои школьные годы справлялась почти всегда сама, а сейчас, чтобы ребенок разобрался с заданиями, приходится постоянно сидеть с ним. Многие вопросы сформулированы сложно даже для взрослых. Зачастую на подготовку к урокам уходит весь вечер, а ведь еще есть спортивная секция, репетитор.
Одна из витебских мам школьника: Большая проблема нашей школы – отсутствие индивидуального подхода к ученику
– Большая проблема нашей школы – отсутствие индивидуального подхода к ученику, – считает еще одна родительница Алеся. – Всю начальную школу уроки с дочкой делали до поздней ночи. Она многое не понимала, поэтому отвлекалась, ленилась. В старшей школе стало проще, но чего это стоило родителям!
Впрочем, не все жалуются на объемы заданий на дом.
– С «домашкой» мы всегда справлялись без особых усилий, за несколько часов, – рассказала мама девятиклассника Ольга. – Главное не запускать предмет, регулярно заниматься. Я реально оцениваю способности своего ребенка и не требую от него больше, чем он может.
По идее, работа педагогов достаточно строго регламентирована: объемы домашних заданий прописаны в инструктивно-методических письмах и учебных программах, время для их выполнения ограничено СанПиНом.
Разработана шкала трудности предметов в баллах (самые сложные – математика, языки, физика, химия, информатика), которая в обязательном порядке используется при составлении расписания уроков. Кроме того, нельзя проводить контрольные работы на первых и последних уроках, в понедельник и пятницу. А с этого учебного года при составлении расписания приходится учитывать даже вес (!) школьных портфелей.
Не задается ничего на дом по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Искусству». Задания повышенного уровня сложности (обозначенные в учебниках звездочкой) не являются обязательными. Школьники выполняют их только по желанию. Как и проектные задания по предметам исторического цикла.
Замдиректора по учебной работе СШ №28 Витебска Илона Похолкина: За многие годы моей работы подходы к домашнему заданию менялись неоднократно, но, как правило, в сторону уменьшения. Внеурочная нагрузка в основном растет за счет факультативов, репетиторов, самостоятельной подготовки.
– За многие годы моей работы подходы к домашнему заданию менялись неоднократно, но, как правило, в сторону уменьшения, – отмечает заместитель директора по учебной работе СШ №28 Витебска Илона Похолкина. – В 10 – 11-х классах объемы домашних работ возрастают, так как начинается подготовка к поступлению в вузы, и многие ребята выбирают профильное обучение. Внеурочная нагрузка в основном растет за счет факультативов, репетиторов, самостоятельной подготовки. Как мама недавнего выпускника школы я знаю об этом не понаслышке. Конечно, все дети разные, и в идеале учителя должны дифференцировать домашние задания. Но с другой стороны, как эффективно их потом проверять?
Согласна с коллегой и победитель республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года – 2017», преподаватель белорусского языка и литературы Светлана Румянцева.
– Объемы домашних заданий уменьшены и посильны для большинства детей, – уверена она. – Ученик не должен быть перегружен, здоровье молодого поколения дороже. Скорректированы программы, для заучивания на память задается меньше стихотворений. В нормативных документах подчеркивается, что основной учебный материал должен осваиваться на уроке. Конечно, многое зависит от опыта и профессионализма педагога, обратной связи с родителями. Домашние задания должны быть только стимулирующего характера.
Учитель истории СШ №21 Витебска, куратор клуба ЮНЕСКО «Прайд» Елена Кутовская считает проблему преувеличенной.
– Если сравнить, сколько времени учащиеся проводят в интернете и сколько реально выполняют домашние задания, то все станет ясно, – замечает педагог. – Для кого-то это просто удобная отговорка. Мол, нам так много задали, я ничего не успеваю, поэтому у меня такие плохие отметки. Но бесконечно упрощать процесс образования и делать его легким и приятным для учащихся невозможно.
Учеба – это усилие. Сложности, на мой взгляд, испытывают те ученики, которые с начальных классов не были приучены к умственной работе на систематической основе. Если ребенок привык работать в полсилы и всячески отлынивать от заданий, требующих интеллектуального напряжения, то в старших классах переучить его крайне сложно.
Точки над «і» расставляет первый заместитель начальника главного управления по образованию облисполкома Елена Богданович:
– Объемы домашних заданий сбалансированы, – уверена она. – Но стоит понимать, что достижение высоких результатов в учебе – это, в первую очередь, мастерство учителя, положительная мотивация и постоянная работа над собой. При этом учителя основной учебный материал должны дать на уроке. Главная функция домашнего задания – закрепление приобретенных знаний и умений.
Сегодня одна из главных причин расстройства здоровья школьников – так называемый стресс ограничения времени
– Сегодня одна из главных причин расстройства здоровья школьников – так называемый стресс ограничения времени, – говорит педагог-психолог СШ №28 Витебска Анна Плиговка. – Чтобы все успеть, нужно постоянно спешить, у детей не остается времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учебой, интересам.
Школьный педагог-психолог Анна Плиговка: Еще одна проблема – психологическое давление на школьников со стороны учителей и родителей, завышенные требования по поводу отметок, спортивных достижений, успехов в музыкальной школе.
Специалист советует приучать ребенка отдыхать перед выполнением домашней работы (но телевизор – не отдых). Отвлечься от учебного процесса лучше на прогулке или поиграть дома, подвигаться. К обязательным требованиям относится 10-минутный перерыв между заданиями по разным предметам. Необходимо научить ребенка самостоятельно осмысливать задание: он должен прочитать его вслух и объяснить, как выполнять.
Не стоит увлекаться и «чистописанием», заставляя детей выполнять задания сначала в черновике, а потом в тетради: ребенок утомляется, а качество работы снижается.
Помогать чаду с «домашкой» психологи советуют до формирования навыков самоконтроля и самоорганизации, обычно до 5 – 6-го классов. В старших классах настойчивая помощь родителей чревата серьезными конфликтами. При этом важно, чтобы взрослые регулярно проверяли работы детей.
Такое поведение взрослых рождает у ребенка ощущение завершенности, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок.
Фото из архива «Витебских вестей» и открытых источников.