Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Образование

Как помочь ребенку заговорить: советы дефектологов

Родители не всегда уделяют должное внимание речевому развитию детей: зачастую они просто не знают, по каким законам оно происходит. Общаясь с другими ребятами, взрослые замечают, что их малыш говорит меньше или вовсе молчит. Однако некоторые мамы и папы не придают этому значения, полагая, что трудности пройдут сами собой. Как правило, они ошибаются.

 

В ГУО «Специальный детский сад г. Витебска» под руководством Ольги Крученюк ребятам помогают преодолеть речевые нарушения и поверить в себя. В данный момент сад посещает 161 ребенок в возрасте 3 – 6 лет. Благодаря кропотливому труду педагогов и поддержке родителей происходят настоящие чудеса: маленькие молчуны произносят первые слова, а детки постарше начинают говорить внятно и осмысленно.

Учителя-дефектологи Наталья Забавская, отдавшая профессии четверть века, и Наталья Евенко с 15-летним стажем подчеркивают: малыши до трех лет очень восприимчивые, у них высокий познавательный интерес, они впитывают новую информацию как губка, поэтому родителям нельзя упустить этот важный этап.

По словам специалистов, примерно к году у малышей появляется указательный жест, после года они говорят 8 – 10 слов, строят простые фразы, к примеру: «Мама, дай!» К трем годам дети должны знать свои имя, возраст, как зовут родителей, понимать и выполнять простую просьбу, иметь понятие про цвет, форму, величину, а также элементарные навыки самообслуживания. В этом возрасте ребята изъясняются предложениями из двух-трех слов, запоминают и рассказывают короткие стихи, сказки и истории.

– Заподозрить проблему несложно, – уверяют учителя-дефектологи. – Если родителей что-то беспокоит в поведении малыша, нужно просить помощи у специалистов. Начать можно с посещения участкового педиатра, учителя-дефектолога, невролога в поликлинике по месту жительства или же сразу обратиться в Витебский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Иногда всему виной гиперопека: родители настолько предвосхищают желания ребенка, что у него не возникает необходимости использовать речь. Едва малыш издал звук – ему уже предлагают еду или интересную игрушку, даже не дав шанса объяснить, что именно он хочет. А нужно всячески инициировать проблемные ситуации, чтобы ребенок заговорил.

–  Речь находится на кончиках пальцев, – отмечают специалисты. – Помогайте детям развивать мелкую моторику: пальчиковые игры, мозаики, лепка, игры с песком и водой, раскраски, пазлы, – пусть руки разминаются как можно чаще, тем самым активируются важнейшие зоны коры головного мозга.

Педагоги советуют взрослым чаще разговаривать с ребенком, слушать вместе музыку, читать вслух, повторять потешки, стихи и сказки. Главное, активно проявлять эмоции, чтобы заинтересовать малыша.

– Контролируйте, что слушает и смотрит ребенок, – советуют специалисты. – Современные мультфильмы зачастую озвучены с речевыми дефектами: герои шепелявят, картавят, а дети за ними повторяют и думают, что так надо. А ведь именно в этом возрасте важно слышать чистую речь…

Опытные учителя-дефектологи напоминают родителям, что смартфон и телевизор – это не нянька. Несмотря на то, что дети осваивают сенсорный экран раньше, чем грамоту, специалисты рекомендуют до трех лет не давать ребенку мобильный телефон и планшет. По их мнению, подобные развлечения не полезны вплоть до школьного возраста.

Если ребенок болезненно привязан к смартфону, значит, родители не предложили ему ничего более интересного,  уверены педагоги.

Они советуют превратить чтение книг и любое совместное занятие в увлекательную игру, тогда малыш перестанет просить телефон.

Но что же делать, если ребенок при всем старании взрослых не говорит внятно или, того хуже, вообще молчит, а специалисты дали направление в специальный сад?

– Самое главное, не бойтесь, –  единогласно отвечают учителя-дефектологи. – Каждому ребенку в подобном учреждении уделяют максимум внимания и проводят колоссальную работу, чтобы ему помочь.

На базе детского сада № 18 с 2017 года под руководством Натальи Забавской работает ресурсный центр, цель которого — организовать обмен профессиональным опытом. Любой специалист, работающий в этой сфере, может обратиться в ресурсный центр за консультацией.

Фото из открытых источников


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ