Возглавив Городокский аграрно-технический колледж, объединивший два учреждения образования сельскохозяйственного профиля, заслуженный учитель Беларуси Владимир Шитько рассчитал перспективу его развития на пятилетку. Происходящие здесь перемены нацелены на выполнение важнейшей задачи, поставленной руководством области: подготовку качественных рабочих кадров для отрасли.
Накануне 1 сентября Владимир Шитько рассказал, что уже удалось осуществить коллективу самого крупного агроколледжа области, на каких направлениях его жизнедеятельности будет сделан акцент в ближайший период.
На стороне учащихся
«Главное – за это время, а новому статусу колледжа третий год, состоялось настоящее единение, сплочение двух педагогических, двух ученических коллективов, – подчеркнул директор. – Изменилась психология преподавателей и воспитателей. Основной принцип их нынешней работы: «Не учащиеся для нас, а мы – для учащихся». Половина детей – из малообеспеченных семей, 35 сирот, есть и находящиеся в социально опасном положении. Всех стараемся поддерживать, иначе результата не будет. Проблем по-прежнему хватает, но видны и положительные сдвиги.
Поначалу случалось, что некоторые преподаватели пропускали занятия – такой слабой была дисциплина. Когда куратор одной из групп доложил, что 12 учащихся не сдали экзамен, я сказал: стоп, так не годится. Кого-то освободили от преподавания, кто-то перевелся на другое место. Мастер проявил себя по отношению к ученику неподобающим образом – сразу же был уволен. Воспитателям-бездельникам тоже туго пришлось. А ведь ничего сверхъестественного не требуется, только добросовестно работать, в том числе в воспитании – на спокойное опережение негативных проявлений. Создаем такие условия для учебы и быта, чтобы у детей не возникало желания заниматься непотребщиной, чтобы они не попадали в криминал.
Завершены ремонты на объектах колледжа, начатые еще при подготовке к областному фестивалю-ярмарке «Дажынкі – 2014» в Городке. С поддержкой главного управления по образованию облисполкома приведены в порядок учебные корпуса, а также все пять общежитий, где размещаются почти 600 учащихся (кстати, в колледже их 820), но, даже стыдно в этом признаться, не было душевых. Дети говорят, что сейчас условия – райские. Воспитатели и педагоги отвечают за то, чтобы время после занятий заполнялось чем-то полезным, интересным. Немалые средства, заработанные колледжем, израсходованы на развитие спортивной базы – отремонтирован спортзал, работает зал тяжелой атлетики, 1 сентября откроем новый тренажерный.
Удешевлению еды в столовой колледжа служат учебное хозяйство, на 800 га которого выращиваем зерновые, картофель, овощи, а также пасека, пекарня. В прошлом году заложили сад из 500 деревьев. На профтехподготовке – трехразовое бесплатное питание, хотя полагается только обед, остальные учащиеся питаются за свой счет, но обед недорогой: от полутора до двух рублей. Нормальное жилье, быт, еда – только учись!».
Практика и еще раз практика
На эту ключевую составляющую подготовки высококвалифицированных кадров сориентировал коллектив колледжа глава Витебщины Николай Шерстнёв, дважды побывавший здесь. Многие актуальные вопросы в образовательном процессе решены при поддержке облисполкома.
«70% учебного времени отводилось на теорию, но жизнь показывает, что надо бы на практические занятия – непосредственно в колледже и в полевых условиях. Основательно укрепился открытый в прошлом году ресурсный центр. Технологическую практику в его стенах организуем на современном уровне. Подставили плечо профильные предприятия, в первую очередь МТЗ – бесплатно выделяют для изучения новейшую аграрную технику. Сегодня ученик не записывает под диктовку, из чего собран комбайн Гомсельмаша последней модификации. Он у нас есть – можно завести, проехать, попробовать выполнить любую производственную операцию. Будем обустраивать целую лабораторию комбайнов белорусского производства. Новый директор предприятия обещал поддержку. Глава Бобруйскагромаша, выпускающего два вида пресс-подборщиков, тоже поможет. Изученные образцы через год возвращаем производителям, а берем очередные новинки.
А на производственной практике хватит ставить учащихся дворниками или грузчиками. Наши осваивают профильные навыки в лучших коллективах отрасли – это принципиально. К бесплатной практике ребята относились с прохладцей, но теперь рвутся туда, ведь можно не только делу научиться, но и заработать. Июль, август, сентябрь трудятся на полях (кстати, по договорам помогаем техникой и кадрами четырем хозяйствам Городокщины), старшекурсники – трактористами, помощниками комбайнеров в «Мазоловогазе», «Рудаково» Витебского района, «Совхозе им. П. Машерова» Сенненского и других сильных сельхозпредприятиях, интегрированных структурах. В прошлом году за сезон отдельные учащиеся получили по 2100 руб. Кто-то заработал меньше, но ведь почувствовал разницу с тем, что было прежде», –сказал Владимир Шитько.
Чтобы ребята могли практиковаться 2,5 месяца и весной, Владимир Владимирович вышел в Министерство образования с предложением: дипломные проекты, которые выполнялись выпускниками на четвертом курсе, заменить госэкзаменами. Опыт свидетельствует, что почти девять недель на подготовку проекта – попусту потраченное время, ведь зачастую использовалась информация из интернета, не исключена, по словам директора, и коррупционная составляющая, когда готовую дипломную можно было купить. Предложение Владимира Шитько поддержано Минобразования, Белорусским аграрным техническим и Гродненским сельскохозяйственным университетами, Белсельхозакадемией – и в агротехнических колледжах дипломный проект заменен тремя госэкзаменами по специальности, на которые отводится две недели. Выигрыш с производственной практикой для учащихся: была месяц, а теперь плюс еще семь недель – апрель, май и до середины июня.
С одобрения Минобразования совместная группа специалистов Городокского и Марьиногорского Минской области агротехнических колледжей должна выработать предложения относительно практики и будущих техников-электриков. Владимир Шитько не согласен с групповым ее вариантом – страдает качество. В течение этого учебного года эксперты из колледжей внесут обоснования, а со следующего практика станет индивидуальной.
Задачи нового этапа
«Так, шаг за шагом, практически на 70% удалось подойти к выполнению задачи, поставленной руководством области. В колледже создана учебная, технологическая база, необходима и практическая, – констатировал директор. – Удивительное дело – более чем 85 лет в Городке готовят трактористов, водителей, ремонтников, не имея для этого в профильном учреждении образования станции техобслуживания. Мы отремонтировали помещение, приобрели оборудование и к новому году за счет колледжа откроем СТО для легковых автомобилей. Она будет не только учебной, но и действующей.
Следующий этап – СТО по ремонту сельхозтехники, главным образом энергонасыщенной. Ведь понятно, что в Городокском, Россонском и других ближайших районах райсельхозтехника не возродится. Организуем такое производство в колледже, чтобы обслуживать целый регион. Стоить это будет гораздо дешевле, чем в различных фирмах, учащимся гарантирована практика, колледжу – приработок. Как говорится, сам бог велел, поскольку открыта группа техников-механиков по ремонту сельхозтехники, которых готовят инженеры-механики с высшим образованием. Задача – за два года починить старую крышу в мастерских и оборудовать там станцию.
Но для приобретения диагностического оборудования необходимо 420 тыс. руб. Направил письмо председателю облисполкома. Если власть поддержит – к 1 сентября 2020 года будем готовы приступить к ремонтным работам. Есть договор с МТЗ, в холдинге с которым витебский завод тракторных запчастей. Директор МТЗ Виталий Михайлович Вовк побывал в колледже и поддержит начинание.
Вот тогда можно будет говорить о максимально качественной подготовке кадров, умеющих не только управлять новейшей сельхозтехникой, диагностировать ее неисправности с помощью компьютеров, но и ремонтировать. В этом учебном году – весной – распределим 30 специалистов, готовых работать на тракторе, комбайне, автомобиле и диагностировать их современными способами. В следующем таких выпускников будет 60», – заверил Владимир Шитько.
В будущее – с оптимизмом
За опытом в колледж уже приезжали коллеги с Гродненщины. Обмену передовыми наработками, повышению и проверке качества образования способствуют договора о сотрудничестве с аналогичными учреждениями в Малнаве (Латвия), Укмерге (Литва), Олуствере (Эстония), Пскове (РФ). В июне учащийся колледжа Алексей Стративный занял первое место на конкурсе водителей в Литве. 19 сентября Иван Мельник и Руслан Алиев будут представлять Беларусь на соревнованиях пахарей в Эстонии, где соберутся участники из почти 20 стран. А 10 сентября в Городок прибудет делегация Ярославского агроколледжа, чтобы тоже оформить договор о сотрудничестве – уж больно много здесь интересного.
«Масса планов, есть поддержка, а потому и уверенность, что все получится. Я весь в делах и с оптимизмом смотрю в будущее: работаем на результат», – подытожил разговор Владимир Шитько.
Фото Антона Степанищева.