Одна из изюминок августовской конференции, на которой присутствовали также председатель облисполкома Николай Шерстнёв, глава депутатского корпуса Владимир Терентьев и министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко, – выставка достижений системы образования региона. С каждым годом она расширяется и полнится новинками – презентационные стенды едва поместились на площадке возле КЗ «Витебск».
Педагоги вместе с учащимися проверяли чистоту воды, исследовали теплопроводность различных материалов, наблюдали за растениями при помощи электронных микроскопов, демонстрируя возможности современных кабинетов химии и физики. Дошкольные учреждения показывали современный детский инвентарь для развития мелкой моторики у малышей – так называемые бизи-машинки и бизи-дома, о которые еще недавно даже не мечтали. СШ №2 Верхнедвинска, получившая недавно статус «Школы будущего», обзавелась лазерным гравировочным станком. Нынешним детям можно только позавидовать!
– Мы целенаправленно работаем над укреплением материально-технической базы учреждений образования Витебщины, – отметил Николай Шерстнёв. – В результате повышения экономической эффективности системы появляются деньги на конкретные проекты и мероприятия. За три последних года это более чем 90 млн рублей, из которых 22,5 млн потрачены на приобретение нового оборудования. На 120 единиц обновлен автобусный парк учреждений образования для подвоза детей. Благодаря концентрации материальных и человеческих ресурсов в районных центрах реализуется проект «Школа будущего», модернизируются учреждения образования в малых городах, создаются современные условия для обучения и воспитания в «Деревнях будущего», обеспечивается выполнение программы развития городов Орша, Полоцк, Новополоцк. Приобретается современное учебное оборудование, чтобы уже с детского сада создавать необходимые условия для развития детей.
По мнению Николая Николаевича, качество образования – это не столько хорошие отметки, сколько правильно сформированная жизненная позиция, целеустремленность и трудолюбие.
– Сегодня каменщик со средним специальным образованием более востребован, чем экономист или юрист с высшим, – заметил председатель облисполкома. – Ощущается нехватка рабочих рук в агропромышленном комплексе, строительстве, легкой промышленности. Поэтому на первый план выходит профориентационная работа с учащимися, их родителями. Меняются ориентиры и подходы к профобразованию, развиваются новые профессиональные компетенции. Поэтому при оценке качества работы учреждений образования теперь будут учитываться не только олимпиадное движение, результаты ЦТ и так далее, но и умение руководителей строить индивидуальную работу по профориентации. При этом поддержка одаренных детей продолжится – только в 2019-м на это направлено 620 тыс. рублей.
Николай Шерстнёв отметил положительные сдвиги в развитии профессионально-технического и среднего специального образования области, которое постепенно приближается к стандартам XXI века: модернизируется учебное оборудование, учащиеся агротехнических учебных заведений в обязательном порядке проходят производственную практику в лучших сельхозорганизациях области, на базе ведущих колледжей открываются ресурсные центры по различным профессиональным специальностям.
Также глава области обратил внимание педагогов на демографическую проблему, закрепление молодых специалистов, безопасность и эстетику учебных заведений.
– Накануне нового учебного года необходимо поддержать семьи, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, – подчеркнул он. – Все дети должны быть готовы к школе.
Готовность номер один
По информации начальника главного управления по образованию облисполкома Дмитрия Хомы, к новому учебному году для учреждений образования области приобретено 57 компьютерных классов, 457 компьютеров, 95 мультибордов и интерактивных досок, 42 школьных автобуса, 3 млн потрачено на обновление мебели, 8,5 млн – технологического и холодильного оборудования пищеблоков.
– Сегодня в области на всех уровнях управленческой власти сложилось четкое понимание перспектив развития системы образования, – отметил Дмитрий Леонидович. – При этом главное условие стабильного развития – результативная работа каждого из нас: руководителя, учителя, методиста, педагога, тех, кто трудится в детском саду, школе, лицее, колледже или университете, развивает таланты и способности детей в учреждениях дополнительного образования.
В новом учебном году на Витебщине двери распахнут 344 учреждения общего среднего (23 гимназии) и 534 дошкольного образования. К следующему учебному году завершится строительство школы в витебском микрорайоне Билево-2 на 1020 мест.
Дмитрий Хома отметил высокий кадровый потенциал педагогов области: у 94,2% из них высшее образование, 80% имеют высшую и первую квалификационные категории, 36 получили наивысшую категорию «учитель-методист». К слову, в этом учебном году в учреждения образования придет 554 молодых специалиста, Дмитрий Леонидович подчеркнул, что необходимо приложить максимальные усилия, чтобы они закрепились на своих рабочих местах.
– Оптимизация сети учебных заведений позволила увеличить наполняемость школ, мы практически ушли от классов с одним учащимся, – сообщил он. – В области созданы условия для эффективной работы всех типов учреждений образования.
Что нового?
Игорь Карпенко, общаясь с журналистами, отметил, что главная задача всей системы образования – создать равные возможности для развития детей во всех регионах, деревнях и городах. Впрочем, локальные особенности учитывать приходится: с 2020 года система образования Беларуси переходит на нормативное финансирование: денежное обеспечение учреждений образования будет напрямую зависеть от их наполняемости. Но при этом для малокомплектных учреждений в сельской местности вводятся специальные коэффициенты.
Министр образования анонсировал возможные нововведения, которые обретут конкретные очертания после совещания у Президента Республики Беларусь в ближайшие месяцы.
– Пристальное внимание нужно уделить содержанию образования, – отметил Игорь Карпенко, – определиться с учебными приоритетами: усилить гуманитарный блок или технический? Обсудим это на совещании. Думаем, за счет чего разгрузить учащихся. В этом учебном году в 6-х и 8-х классах попытались это сделать путем сокращения часов ОБЖ. Есть резерв по разгрузке учащихся в итоговой аттестации. У нас сегодня разные по форме экзамены в вузе и в школе, зачастую за тестами не видно абитуриента. Нужно пересмотреть этот момент в организационном плане. Очень эффективны педагогические классы, после которых мотивированные дети могут поступать в педагогические вузы только по собеседованию. В этом году также появятся профильные классы IT-направленности, аграрные, спортивно-педагогические. Образование должно постоянно развиваться.
На укрепление материально-технической базы учреждений образования области в этом году уже выделено более 50 млн рублей. Это в 4,5 раза больше, чем, например, в 2016-м.
Фото Антона Степанищева.