Интересы абитуриентов являются для нас приоритетными при совершенствовании приемной кампании в вузы. Это сказал начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович, сообщает БелТА.
"В рамках подготовки предложений по совершенствованию приемной кампании в вузы некоторые из этих предложений зародились в ходе обсуждения приемной кампании с педагогической общественностью на уровне общего среднего образования, с руководством и преподавателями вузов, и, конечно же, с родителями школьников. Те предложения, которые сейчас сформулированы и найдут отражение в новой редакции Правил приема, прошли все необходимые стадии обсуждений. У Министерства образования есть четкое понимание наиболее оптимальных условий вступительной кампании для всех заинтересованных, то есть для школ, вузов и выпускников школ - впоследствии абитуриентов. Интересы последних являются приоритетными в данном вопросе", - сказал Сергей Касперович.
Представитель Министерства образования обозначил основные нововведения предстоящей приемной кампании. "Новые подходы к приему абитуриентов в первую очередь связаны с внедрением механизма централизованного экзамена в качестве выпускного испытания в школе. ЦЭ будет два: первый - по русскому или белорусскому языку, второй - по одному из профильных предметов по выбору выпускника. Централизованный экзамен впоследствии может быть использован в качестве вступительного в вуз. Конечно же, это облегчает жизнь выпускника школы. Он сдает фактически одновременно выпускной и вступительный экзамен, потому что по итогу получает два сертификата, с которыми, дополнительно сдав ЦТ по одному из предметов, может прийти в вуз и предоставить туда полный комплект необходимых документов для поступления, плюс к этому выпускнику понадобится еще аттестат. Это касается тех абитуриентов, которые поступают по общему конкурсу на бюджет и платные места. При этом значимым новшеством станет внутренний вступительный экзамен при приеме на целевую подготовку специалистов с выделением этого этапа в отдельный, более ранний период. То есть вступительное испытание для этой категории поступающих будет проведено по 13 июня. То есть человек, пришедший целевиком в вуз, будет сдавать только один внутренний вступительный экзамен в устной форме по первому профильному предмету. Конкурс в этом случае выстроится исходя из суммы баллов по этому экзамену и среднего балла аттестата", - проинформировал он.
Еще одним важным новшеством правил приема в вузы, которое Минобразования считает одним из самых интересных для абитуриентов, станут вузовские олимпиады. Их проведение уже организовано в этом году региональными вузами. "В этом пилотном проекте пока участвует более 20 региональных вузов. Собственно говоря, это возможность одаренным выпускникам, выбрав по зову сердца вуз и специальность и победив в вузовской олимпиаде по соответствующему предмету, уже в марте быть зачисленными в вуз. Еще одним важным моментом является введение обязательной характеристики выпускника, как документа, который будет сдаваться при поступлении в вуз. Характеристика, конечно же, важным образом не участвует в выстраивании конкурса, но она будет очень полезна для последующей работы с абитуриентами на уровне факультетов, различных служб, которые есть в вузе. Например, творческие коллективы университетов в характеристике увидят склонности, способности будущего студента, а также результат его участия в различных активностях школы. Указанные подходы, с нашей точки зрения, позволяют сформировать оптимальную на сегодняшний момент модель приема абитуриентов в вузы. Наше мнение разделяют также все заинтересованные стороны этого вопроса: педагоги, родители, школьники. Кроме того, новая модель приемной кампании имеет потенциал для развития, например, в части расширения целевой подготовки или совершенствования механизмов вузовских олимпиад - в перспективе к региональным вузам могут добавиться и столичные", - отметил Сергей Касперович.
Он прокомментировал, что новой моделью вступительной кампании в вузы предусмотрена сдача выпускником школы двух централизованных экзаменов и одного ЦТ. "Ранее в законодательстве была предусмотрена возможность сдавать до четырех ЦТ, ею пользовалось, по разным оценкам, около половины абитуриентов. Многие абитуриенты при этом заявляли, что лучше сконцентрироваться на трех предметах и сдавать их. Так считали те, кто четко сделал свой выбор и определился с будущей специальностью. Мы полагаем, что четкий однозначный выбор в этом вопросе должен делаться абитуриентом своевременно. Второй важный момент - нужно исключить лишнюю миграцию поступающих между вузами, когда абитуриент, получив "карточную колоду из сертификатов", а ведь сертификаты у нас действуют два года, значит, у него их может быть до восьми штук, занимается пристраиванием их туда, куда они проходят по баллам. Это абсолютно неправильный подход. Поэтому теперь у нас будет три сертификата, выбор специальности или группы специальностей, а дальше - движение в конкретный университет", - пояснил начальник главного управления.
А вот внутренние вступительные экзамены на творческие специальности останутся прежними, сохранится и форма их проведения. "В зависимости от вуза внутреннее вступительное испытание будет проходить в устной или письменной форме. Это касается творчества, физической культуры, литературы и ряда других предметов. Сохранен будет и подход к поступлению на сокращенную форму обучения выпускников колледжей. Они будут сдавать внутренние испытания по предметам, которые изучались в колледже. Они чаще всего сдавались в устной форме, иногда в письменной", - заключил представитель Министерства образования.
Фото БелТА.