Что необходимо сделать, чтобы отрасль, ориентированная на решение социальных задач, вышла из затяжного кризиса и стала рентабельной? Какие проблемы мешают этому процессу? На этих и других актуальных для повышения эффективности работы организаций системы потребкооперации вопросах было сосредоточено внимание участников открытого заседания облисполкома.
В разговоре приняли участие председатель Палаты представителей Национального собрании Республики Беларусь Владимир Андрейченко, помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по Витебской области Виталий Вовк, представители заинтересованных министерств и ведомств, депутаты.
Серьезная модернизация областной потребкооперации началась год назад. Совместно с облисполкомом были разработаны мероприятия вывода отрасли за 2018 – 2020 годы на современный уровень. О реализации принятого плана доложил председатель правления областного союза потребительских обществ Александр Путято.
Так, оптимизация организационной структуры и численности работников дала свои результаты – за январь-август расходы облпотребсоюза сократились на 7,1 млн рублей. Снижен на 1,3 млн недостаток собственных оборотных средств. Впервые с 2012 года получена прибыль.
Но на фоне положительной динамики отчетливо просматриваются и недостатки. В частности, это касается главной отрасли потребкооперации – торговли.
В этом году более 260 магазинов райпо перешли на новые формы обслуживания, 60 из них провели ребрендинг. В 2019-м такая работа будет осуществлена на 300 торговых объектах.
Несмотря на принимаемые меры, объем реализации товаров по сравнению с прошлым годом в среднем по области составил менее 90%, в Городокском райпо вообще 70%, Толочинском – 74,2%.
Облпотребсоюз остается главным оператором торгового обслуживания сельского населения и выполняет важную социальную функцию.
На Витебщине около 80% населенных пунктов с численностью населения до 50 человек, 8,5 тыс. хуторов, где порой проживают 2-3 пенсионера.
Доставлять товары людям в отдаленные деревни – дело убыточное, и другие сети не стремятся заменить в этом потребкооперацию
Но зато активно ведут деятельность в крупных населенных пунктах, где облпотребсоюз им проигрывает. А мог бы тоже зарабатывать деньги.
На заседании облисполкома министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Владимир Колтович обратил внимание на разницу цен. В магазинах потребкооперации яйца дороже на 70%, хлеб – на 30%, макаронные изделия – на 46%. Конечно, если у покупателей есть выбор, они пойдут туда, где дешевле.
Не все гладко и в кооперативной промышленности. Есть прибыльные предприятия, в частности, винодельческие, где рентабельность составила 30%.
Хорошие показатели у Ушачского овощесушильного завода, выпускающего пользующуюся спросом минеральную воду «Вечелье».
А вот некоторые хлебозаводы дышат на ладан. Стоит ли их в таком случае за них держаться, задал вопрос председатель облисполкома Николай Шерстнёв.
Облпотребсоюз мог бы зарабатывать на заготовительной деятельности, перерабатывать продукцию и поставлять ее не только по Беларуси, но и за рубеж.
В этом плане потребкооперация тоже не дорабатывает, отметил Владимир Андрейченко.
Удельный вес закупок в общем заготовительном обороте составил 54,5%, из них картофеля, несмотря на большой урожай в этом году на Витебщине, составил 43%. Хранилища потребкооперации загружены менее чем наполовину.
В Витебской области убыточными остаются шесть райпо
По состоянию на 1 сентября убыточными остаются шесть райпо: Браславское, Лиозненское, Миорское, Полоцкое, Толочинское, Шумилинское и четыре унитарных предприятия: Витебская универсальная и Чашникская межрайонная базы, «Союзкоопторг», Глубокская передвижная механизированная колонна.
В отношении некоторых из них областным экономическим судом возбуждены дела об экономической несостоятельности и либо о санации, либо ликвидации.
О том, что потребкооперация области нуждается в серьезных преобразованиях, красноречиво говорят цифры сравнительного анализа.
При розничном товарообороте организаций облпотребсоюза за прошедшие 9 месяцев в 216 млн руб. численность административного аппарата составила 1211 человек, у «Евроторга» – 405 млн руб. и 73 человека, у «Весты» – 158 млн и 98 человек соответственно. Есть о чем подумать.
Только оптимизация организационной структуры, численности работников, снижение затратного механизма позволит обеспечить рентабельную работу, подытожил Николай Шерстнёв. А если продолжать наращивать долги и убытки, можно полностью потерять свое место на рынке услуг.
Главный вывод: потребкооперация нужна прежде всего сельскому населению, и положительная динамика преображения отрасли намечается, но пока процесс идет медленными темпами. Его необходимо ускорить, и власти будут в этом всячески помогать облпотребсоюзу.
Фото из архива «Витебских вестей»