Как донести до молодежи Слово Божье? Что помогает популяризовать в светском обществе творчество духовной направленности? Какие педагогические наработки помогают священнослужителям достучаться до умов и душ поколения next? Об этом наш разговор с настоятелем витебского храма Святого Великомученика-целителя Пантелеимона, что в микрорайоне Руба, отцом Александром Ковалёвым.
Отец Александр, тянется ли современная молодежь к Богу, приходят ли, например, подростки в церковь?
– Меньше трети прихожан в любой церкви – молодые люди. Зачастую в церковь приходят дети с родителями, которые посещают богослужения регулярно. Однако это не показатель того, что ребенок приобщается к Слову Божьему. В молодые годы сознательно прийти к Богу редко у кого получается. Даже если говорят, что они верующие, юноши и девушки в подавляющем большинстве не посещают храмы самостоятельно.
К этому могут подвигнуть какие-то ситуативные причины, как мы это называем, – моменты особой собранности: сдача экзаменов, напряженные взаимоотношения с родителями. Но, как правило, это разовые «акции», которые побуждают общаться с Богом скорее не в стенах храма. А церковный опыт – это уже другое.
– Как же тогда донести Слово Божье до подрастающего поколения?
– Лучше всего – при личных встречах. Причем следует избегать нудных лекций. Я веду факультативы православной культуры в СШ №15 и гимназии №5 и готовлюсь к занятиям не только по методичкам, которых сейчас достаточно. Изучаю опыт современных педагогов, использование технических обучающих средств. Каждое занятие ведется в форме диалога: с детьми читаем духовную литературу, обсуждаем, анализируем, смотрим видеоматериалы, снова обсуждаем. Я прекрасно понимаю, что без этих средств и методов сегодняшним школьникам такие факультативы были бы абсолютно неинтересны. Для меня важный показатель успешности бесед в том, что дети идут на встречу со мной с охотой и улыбками.
Также дискутирую о православных традициях и на темы веры со студентами витебских вузов. Аудитория – от 30 до 100 человек. С молодежью в этом плане еще проще: если им неинтересно, они вообще не придут на встречу или уйдут, не дослушав до конца.
– Как вам удается зацепить студенчество? Какие темы поднимаете в диалогах с ними?
– Первый вопрос, который задаю им, касается взаимоотношений с родителями и их роли в жизни своих детей. Отрадно, что многие при всем их юношеском максимализме и стремлении к независимости стараются прислушиваться к мнению матерей и отцов. Хотя сейчас наблюдаю тенденцию отстранения взрослых от своих чад: словно под одной крышей живет не семья, а посторонние люди с индивидуальными заботами и проблемами.
– Вы считаете, что сегодня родителям безразлично, что происходит с их сыновьями и дочерьми?
– Нет, они по-своему беспокоятся о них, но дело скорее в отсутствии общности. Скрепы семьи не на что цеплять. Духовность, вера могут и должны быть тем костяком, который держит всех вместе. Православие – это ответственность, причем как для священнослужителей, так и для прихожан.
– Поясните, пожалуйста, в чем она проявляется.
– Для священника служение Господу заключается не только в чтении молитв и проведении богослужений, он несет ответственность за своих прихожан как духовный проводник по жизни земной с проекцией на жизнь вечную. Какой груз мы накапливаем в душе сейчас, с таким мы и пойдем в Царствие Небесное. Поэтому для облегчения этой ноши следует избавляться от ненависти, злобы, зависти, а обогащать себя благими делами, добротой, верой, благодарностью за настоящее.
Ответственность верующих касается и поведения в церкви, в жизни, и отношений внутри семьи. В храме вы можете испытывать различные чувства к другим прихожанам, даже негативные, но Бог учит любить ближнего своего. Следует быть терпимее, чаще смотреть на себя и анализировать свои поступки. К тому же осуждение – тяжкий грех. Поэтому нужно менять прежде всего себя, свое отношение к окружающим.
В семье ответственность православного человека очень высока. Муж несет ответственность за благополучие домочадцев и принятие важных решений, родители – за детей, и вся семья – перед Богом.
– Кроме примера родителей, что еще может повлиять на отношение поколения next к церкви и вере?
– Сами священнослужители. Нам есть еще над чем работать, и мы стараемся прикладывать максимум усилий в этом направлении. Я считаю, что при каждом храме должно быть как минимум одно молодежное объединение, а в Витебске – молодежный православный центр.
Молодежный задор, энергия, идеи всегда придутся кстати. У юношей и девушек иное видение, креативные подходы ко всему, есть желание проявить себя в творчестве.
– К слову, о творчестве. В этом году Международный православный молодежный фестиваль-форум «Одигитрия», который отметил бы свое совершеннолетие и одним из организаторов которого вы являетесь, из-за эпидобстановки отменен. Кроме самореализации, что он дает молодым людям?
– Главной целью, помимо популяризации православной песни и прозы, мы ставили единение народов. Белорусы, россияне, украинцы собираются на одной площадке, делятся творчеством, своей энергией, позитивом – как братья, с любовью, как и было определено Господом.
За все эти годы нам с Божьей помощью удалось собрать на фестивале, не побоюсь этого слова, элиту православной творческой молодежи. Отечественные и зарубежные авторы, пишущие на духовную тематику, едут к нам с удовольствием. И я вижу, как растет уровень исполнителей. Если в самом начале это были любители, делающие первые шаги в творчестве, то теперь они выросли если не до профессионалов, то до исполнителей высокого класса. Это, несомненно, радует.
– Благодарю вас за беседу, отец Александр.
– Спаси вас Бог!
Фото из архива «ВВ».