По информации инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по Витебской области, в первом полугодии прошла 51 результативная проверка автосервисов. Установлено 30 фактов занятий физическими лицами незарегистрированной предпринимательской деятельностью в сфере ремонта автомобилей, арестовано товарно-материальных ценностей и взыскано в доход государства более чем 30 млн рублей, доначислено налогов на сумму 53 млн, наложено штрафов на 36 млн рублей.
На Витебщине насчитывается 550 субъектов хозяйствования, занимающихся ремонтом автомобилей, но, по оценкам специалистов, за счет «серых» автосервисов эту цифру можно смело увеличивать вдвое. По словам начальника управления координации и организации контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по Витебской области Сергея Лисовского, для их выявления совместно с другими контролирующими органами регулярно проводятся плановые и оперативные проверки. Стоит отметить, что если «предприниматель» оказывается в поле зрения налоговой инспекции впервые, то отделывается лишь предупреждением, но если продолжает нелегально работать, ему грозит административная ответственность и немалый штраф — до 100 базовых величин. Также возможен арест и даже конфискация имущества, в том числе гаража и инструментов.
Нередко в налоговую инспекцию обращаются автолюбители, разочарованные качеством ремонта у нелегалов, жалуются и соседи по ГСК, недовольные чрезмерным скоплением машин у популярных «гаражей» (напомним, «телефон доверия» налоговой — 47 8240).
По мнению Сергея Лисовского, «серый» автосервис — зона повышенной опасности для самого автомастера, его клиента и окружающих.
— Сейчас регистрация услуг по ремонту автомобилей максимально упрощена, осуществляется по заявительному принципу, — говорит специалист. — Требуется лишь желание честно и качественно работать. Ремонт автомобилей — высокотехнологичный вид деятельности, где просто необходимы соответствующая квалификация, хорошее оборудование и материалы. В этом залог успеха.
В налоговой инспекции отмечают, что в легальном СТО автовладельцу обязательно должны предоставить сведения о том, кто оказывает услугу, дать полную информацию о режиме работы, видах оказываемых услуг, их стоимости, сертификате, гарантийных сроках, ознакомить с образцом заполнения заявки. Сведения об исполнителе, а также прейскурант цен и образец заполнения заявок должны находиться на информационном стенде, расположенном на видном месте. Специалисты советуют: даже при выполнении мелкого ремонта, проследите, чтобы в журнал учета были занесены и ваши устные пожелания. Если потребовалось оставить машину в мастерской, заполните необходимый документ, согласуйте перечень работ, цену, сроки предоставления транспортного средства. Затем оформляется заказ-наряд, в котором определяются все важные моменты: перечень работ, их стоимость, срок оказания услуг и приемно-сдаточный акт, в котором по максимуму описывается состояние автомобиля. Например, видимые наружные повреждения, количество топлива и так далее. После ремонта сотрудниками СТО в обязательном порядке выдается документ, подтверждающий факт оказания услуги, в котором должны быть прописаны все необходимые сведения: наименование фирмы, перечень предоставленных услуг и их стоимость. Если организация устанавливала свои детали, то обязательно уточняется какие, указывается их стоимость. Этот документ может понадобиться в случае возникновения споров.
Директор Витебского областного унитарного предприятия автосервиса и торговли Александр Свиридов уверен, что скупой платит дважды. И он знает, о чем говорит.
— Обратившись в «гараж», где не дают никаких гарантий, можно в итоге потратить и время на хождение по разным инстанциям в поисках справедливости, и средства на приобретение качественных деталей, — говорит он. — Поэтому даже если нелегальный предприниматель предлагает услуги по приемлемым ценам, куда более выгодно иметь дело с зарегистрированными автосервисами. Особенно это касается владельцев современных машин с бортовыми компьютерами и сложнейшей комплектацией. Ведь для каждой марки сейчас необходимы свои инструмент и оснастка. Причем их так много, что на нашем предприятии, например, есть отдельное помещение для инвентаря и целая библиотека технической литературы. Ни в коем случае нельзя доверять «гаражным» специалистам ремонт двигателя, установку ремней ГРМ, кузовные и покрасочные работы. Зачастую проблемы после таких вмешательств проявляются не сразу и впоследствии что-то доказать сложно. Не стоит экономить даже на замене расходников — тормозных колодок, рулевых наконечников и так далее. Это дело вашей безопасности. Ведь вряд ли в «гаражах» после выполнения этих работ будут проведены необходимые диагностика, регулировка развала-схождения, проверка тормозной системы на тормозном стенде, что является обязательным. Обращайте внимание на детали: как оформлен стол заказов, мастерские, да и внешний вид слесарей может о многом сказать.