Уже шесть лет в Лепельском районе детей-сирот не направляют в интернаты. Они находят любовь и заботу в приемных и опекунских семьях, домах семейного типа, 18 детей – на полном государственном обеспечении в Лепельском аграрно-техническом колледже. Вскоре благодаря финансовой поддержке местных властей в райцентре появится еще один, третий, дом семейного типа. Корреспондент «ВВ» узнал, в чем преимущество такой формы семейного устройства.
История домов семейного типа началась на Лепельщине в 2011 году, когда по Госпрограмме «Дети Беларуси» в райцентре возвели два оборудованных всем необходимым коттеджа.
– Это форма профессиональной семейной заботы, – рассказывает методист отдела по образованию Лепельского райисполкома Елена Прусская. – Родители-воспитатели являются педагогическими работниками отдела по образованию. Требования к воспитателям высокие: возраст старше 25 лет, хорошее состояние здоровья, чистая биография, стабильный заработок, собственное жилье, обучение на специальных образовательных курсах (при отсутствии педобразования). Но главное, конечно, любить детей и уметь справляться с ними, ведь одновременно в домах семейного типа воспитывается от 5 до 10 сирот.
Без сомнения родители-воспитатели – уникальные и очень сильные люди.
Например, в одном из действующих в Лепеле домов «работает мамой» Наталья Михайлова. Вместе с мужем Владимиром они поднимают семерых детей, а всего помогли 26 несовершеннолетним, оставшимся без родителей.
Интересно, что у Михайловых 25 лет не было собственных детей – они долгое время были приемными родителями.
Затем Наталья Николаевна стала и родителем-воспитателем. В конце концов, в большой семье родился собственный ребенок.
Родитель-воспитатель второго лепельского дома семейного типа Людмила Шнитко уже вырастила сына-студента, а теперь воспитывает приемных: шестерых мальчишек и девушку-подростка. Трое ребят с особенностями психофизического развития.
Третий семейный дом в Лепеле откроется в начале сентября, и сейчас в просторном коттедже площадью более ста квадратных метров завершается ремонт. Здание раньше находилось на балансе КУПП «Боровка» и использовалось как служебное жилье. На его ремонт, оснащение мебелью и техникой из районного бюджета выделено 20 тыс. рублей, еще 4 тыс. – на благоустройство придомовой территории. Кандидат в родители-воспитатели – 38-летняя многодетная мама Ирина Петухова, которая воспитывает трех собственных детей и двух приемных. Надеемся, у нее все получится.
– Дома семейного типа – перспективные учреждения, – считает Елена Прусская. – Почти все их воспитанники – социальные сироты. Они переживают большой стресс из-за «потери» родителей, пока решается судьба – находятся в социальном приюте. Отправка в интернат – снова потрясение. Поэтому мы и решили открыть еще один дом семейного типа, что позволит распределить всех сирот по замещающим семьям.
Чтобы узнать, как живется детям в таких домах, мы напросились в гости к Людмиле Шнитко. Шел дождь, и все семеро воспитанников в возрасте от 8 до 16 лет были дома – кто постарше, сгрудились у компьютера, помладше – возились с игрушками. Единственная девочка в этой большой семье была в своей комнате и не захотела фотографироваться для газеты.
– Она у нас с характером, да и возраст подростковый, – объясняет Людмила Шнитко, хлопочущая на кухне. На газовой плите – большие кастрюли, готовится обед. Трудно, наверно, накормить столько человек, интересуюсь я.
– Дети растут, а значит, им нужно хорошо питаться, – говорит Людмила Ивановна. – Стараюсь, конечно, по возможности готовить с небольшим запасом, но за день-два все равно все съедается. Если макароны на обед, то варю сразу две пачки, если картошка – ведро. Старшие дети, хотя и мальчишки, помогают готовить, убирать. Все знают свои обязанности, мы же одна семья.
Заботиться не о своих детях Людмиле Ивановне пришлось по воле судьбы. В 2004 году умерла ее родная сестра, одна воспитывала двух детей. 26-летняя тетя стала их опекуном, а вскоре и приемной мамой еще для троих детей. С открытием дома семейного типа через ее заботливые руки уже прошли 26 детей-сирот.
– Большинство ребят называли и называют меня мамой, а я их сыновьями и дочками, – отмечает Людмила Шнитко. – Даже спустя годы, достигнув совершеннолетия и покинув наш дом, они меня не забывают, приезжают, звонят.
Особых секретов воспитания у меня нет. Нужно просто любить и понимать детей, учить справедливости и порядку.
Фото Александра Кутынко.