При мысли о приближающемся дачном сезоне одни владельцы загородных соток произносят «бр-р-р» в предчувствии неизбежных аграрных забот и парализующей боли в спине, другие вдохновенно сеют рассаду на подоконнике. А «газонно-шашлычная» братия пребывает в ожидании любимого времяпрепровождения. Нередко все эти плюсы-минусы более или менее гармонично сочетаются. Как бы то ни было, число садоводческих товариществ не уменьшается. По данным управления землеустройства облисполкома, в Витебской области их 513.
Права и обязанности
Антон Чехов в одной из рассказов озвучил несбыточную мечту современного среднестатистического дачника: «Не нужно ни пахать, ни сеять, а только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать свежим воздухом». Ведь для большинства из них это средство жизнеобеспечения путем неустанного труда на грядках или вариант самого дешевого отдыха, а зачастую – два в одном.
Рискну порассуждать об этом на примере самого распространенного варианта (по уровню коммунальных благ) садоводческого товарищества и с высоты своего 30-летнего членского стажа в нем. Оно небольшое, участки по 6 – 7 соток.
Ведомственным уже не назовешь, поскольку сменилось несколько поколений обитателей. Часть их пользуется водопроводом соседнего товарищества, у остальных колодцы или болотистый грунт. Электричество есть, природного газа и канализации нет. По выходным выездной магазинчик обеспечивает нас продуктовым минимумом, частные предприниматели предлагают средства для огорода.
Свалка твердых бытовых отходов, образовавшаяся пусть и в определенном месте, однажды была ликвидирована. Теперь их забирает спецмашина, приходящая по мере необходимости. Дачники приносят мусор в пакетах или мешках.
На территории стало чище, однако, чего греха таить, кое-кто оставляет их в укромных уголках подальше от своего участка – дескать, уберут. Видеокамеры не всем по карману, но проследить, кто шкодит, при желании можно. И мой сосед-«афганец» как-то серьезно поговорил с нахальным нарушителем, выбросившим из окна машины увесистый сверток.
Личное пространство
Это понятие по отношению к любому участку в рамках садоводческого товарищества отсутствует по определению, если, конечно, между владениями не стоят плотные заборы. Иначе хочешь не хочешь, а вынужденно осведомлен, кого дальний сосед пригласил в гости, какой вон у того крутой триммер, что третий не просыхает все выходные, а у четвертого проблемы с желудком.
Когда-то моя коллега продала дачу и купила в другом месте ради семейного спокойствия, потому что ее соседка полола грядки только в бикини.
В нашем товариществе сейчас разные заборы – от условно обозначенных, решетчатых металлических или деревянных до глухих металлопрофильных на каменном фундаменте. Главное, чтобы тень от них не падала на чужие грядки. Местоположение моей дачи (хата с краю) позволяет установить любой забор, но предпочтение отдано оптимальному варианту – сетке-рабице.
Что касается шума, то в садоводческих товариществах действуют нормы, предусмотренные для коммунального жилья. Но если кто из соседей чинно празднует семейный или государственный праздник – децибелы не зашкаливают и музыка душевная – отчего не послушать. При невыносимой громкости мы вправе попросить или потребовать успокоиться, ну а если происходит что-то из ряда вон выходящее, так и вызвать милицию.
Сорнякам – категорическое «нет». А ближайшая старенькая соседка не появляется на своем участке годами, и он с весны до морозов похож на джунгли. Не обижаюсь – сочувствую, поскольку сама недалека от такого возраста. Чтобы меньше полоть, 15-метровую тропу вдоль пограничной сетки укрываю плотным черным «половиком» из целлофана.
И это еще не все
Плодовые деревья положено сажать в трех метрах от границы, косточковые – в двух, кустарники – в метре. Тогда корни и опавшая листва не будут мешать земледелию наших сотоварищей. Кирпичный дом, деревянная изба или дощатая, как называла свою дачу знаменитая поэтесса Анна Ахматова, «будка», не говоря уже о сарае, туалете, душе, беседке, тоже должны находиться от соседского участка на приличном расстоянии.
Гараж рекомендуется обустраивать под домом. А баня на 6 – 10 сотках вообще нежелательна, поскольку ее стоки могут испортить почву не только хозяйского огорода. Некоторые члены нашего товарищества имеют бани, вероятно, соседи не против этого.
Встречается и компактный вариант застройки, по принципу «все включено», когда в доме с верандой, кроме жилых комнат, есть подвал (гараж), помещения для инвентаря и дров, душ, биотуалет. Но определение «дорого-богато» с большой долей условности можно отнести к считанным владельцам. Главное, чтобы комплекс был размещен не в ущерб другим землепользователям.
Кроме людей, здесь позволено жить кроликам, нутриям, норкам, курам (конечно же, с согласия соседей, ибо запах от живности еще тот). Содержание коров, лошадей, свиней, коз, овец запрещено. Пчелы тоже под большим вопросом (как соседи скажут).
На территории нашего товарищества можно услышать кукареканье, увидеть собак, кошек, а еще набегающих на капустные и морковные грядки зайцев из ближайшего леса. Увы, встречаются и бездомные друзья человека, которых зимой подкармливают сердобольные дачники. А летом, когда здесь бывает много детей, приходится обращаться в службу, занимающуюся отловом бродячих животных.
Закон плюс дипломатия
Отечественное «дачное» законодательство в процессе совершенствования, но со многими вопросами можно разобраться, руководствуясь президентским Указом №50 от 28.01.2008 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» и соответствующего «Положения о садоводческом товариществе» – оба в редакции 2017 года.
Товарищество является негосударственным юридическим лицом с возможностями самоуправления, то есть решения своих внутренних проблем. Члены имеют право избирать правление и быть туда избранными, голосовать за или против предложений касательно дачного житья-бытья, объектов общего пользования. Контроль осуществляет исполком, на подведомственной территории которого находится товарищество.
И вообще – не только мой опыт показывает, что в дачных реалиях ничего сверхсложного нет. Особенно если между вами лично, руководством товарищества и соседями нормальные отношения. Всегда можно договориться, чего бы дело ни касалось.
Вечный вопрос
А надо ли мне это хозяйство? Как многие дачники, спрашиваю себя, устав от прополки, полива, подкормки грядок, охоты за колорадскими жуками, уборки или ремонта дома, благоустройства двора. Но, как обычно, передохнув и поразмыслив, в тысячный раз отвечаю: выгодно. С материальной точки зрения, дача – это неплохо конвертируемая недвижимость. Хочешь – подари наследникам или продай. И все же не в этом ее истинная ценность.
В любой момент городские декорации заменяешь природными с чистым воздухом, космической тишиной и – да! – полезным, если умеренным, без фанатизма, физическим трудом. Ведь совсем не обязательно ставить продовольственные рекорды, наживая радикулит, варикоз, гипертонию и другие «профильные» дачные заболевания. Почти без ухода растут топинамбур, ревень, щавель, шиповник, малина, черноплодная рябина и другие культуры, из которых можно составить полезное меню.
Здесь как нигде думается, спится, читается. Зимой, сидя у камина, ешь несравненную свою картошечку, пьешь компот из даров экологически чистого сада, а знойными отпускными днями идешь по травянистой дорожке в прохладный деревянный дом с реки, закинув за плечо ласты, и душа поет: «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна!»