Витебчанка Ольга более 20 лет борется с наркотической зависимостью. Она, побывав в тюрьме и разрушив отношения с близкими, дошла до самого дна, но ей хватило сил, чтобы оттолкнуться и начать всплывать на поверхность.
Ольге было 15, когда она впервые попробовала «травку». Возле школы к ней подошел парень из старших классов и предложил покурить марихуану. Девушка, долго не раздумывая, согласилась, просто из любопытства. Тогда, в начале 1990-х, родители трудились, чтобы обеспечить ее с братом, те ни в чем не нуждались, но в силу занятости отца и матери все ответы на возникающие в подростковом возрасте жизненные вопросы искали самостоятельно, в уличных компаниях.
«Хотела быть как все»
– Попробовала ради смеха – один раз, второй, третий. Понравилось ощущение легкости и беспричинной радости, – с горечью вспоминает Ольга. – Постепенно втянулась. Начала курить систематически. Ощущение веселости быстро исчезло, но появилась тяга. Говорили, что марихуана – легкий наркотик. Сейчас понимаю – вранье! Самый обычный, с этого и начинается зависимость. Вскоре ребята стали приносить спиртное. Все пили, ну и я – хотелось быть как все...
Опять же за компанию с приятелями вскоре Ольга попробовала более тяжелые наркотики из группы опиатов. В кругу ее знакомств были наркоманы со стажем, для которых достать героин было несложно. Очень быстро девушка узнала, что такое физическая и психологическая зависимость от героина, который быстро поражает нервную систему и головной мозг. Ощущения легкости, радости и эйфории, возникающие после приема очередной дозы, становились все скоротечнее. А вот мышечная слабость, судороги, боль в мышцах – всё это усиливалось, пока не принимала очередную дозу.
Портрет современного наркомана — это юноша или девушка из обеспеченной семьи, в которой складывается неблагополучная психологическая обстановка.
В 2005 году Ольга заразилась вирусом гепатита С, как это часто бывает среди наркоманов, и проходила длительное лечение.
– Сначала не могла поверить и принять, что у меня зависимость. Но я оказалась на грани жизни и смерти. Мне сказали, что, если хочу жить, надо «завязать». Это сработало. Я взяла себя в руки и остановилась, – поясняет собеседница.
Тогда Ольга прекратила употреблять наркотики. Но тяга была настолько сильной, что она стала увлекаться спиртным. Параллельно сформировалась алкогольная зависимость, с которой девушку поставили на учет к врачу — психиатру-наркологу. Но от наркотиков наша героиня воздерживалась на протяжении 10 лет. Помогло то, что в это время она поступила учиться в колледж и попала в нормальное окружение.
Но в 2015 году после очередной встречи со старыми «друзьями» Ольга снова сорвалась.
– Я кололась по нескольку раз в день, а организм приспосабливался, требуя регулярного приема наркотика. Иногда были проблески, когда думала: что я творю?! А в основном все мои мысли были заняты только тем, как найти наркотик. Ломки проходили всё тяжелее, но после очередной дозы – а тогда я уже принимала химические наркотики – жизнь вновь казалась прекрасной, и я не могла остановиться, – восстанавливает ход событий собеседница.
Поняв, что самостоятельно избавиться от зависимостей невозможно, в 2016 году Ольга впервые обратилась в Витебский областной центр психиатрии и наркологии (далее — ВОЦПиН) и прошла курс лечения в стационаре. Наступило очередное улучшение, появился свет в конце тоннеля. Но ненадолго.
У последней черты
После выписки женщину опять пришли «поддержать» так называемые друзья. И все пошло по новой.
– Мы варили мак у меня дома, кололи опиум, пили таблетки, употребляли синтетические наркотики, которые очень бьют по психике, – рассказывает Ольга. – Я стала неуравновешенной, нервной, появились приступы паники, и всё это отражалось на близких. При отсутствии дозы у меня начинались судороги, бессонница, ноги, руки словно выкручивало. Не раз были передозировки, с которыми попадала в больницу, лежала в коме. Врачи сказали, что мне очень повезло, так как всё обошлось... Друзья, знакомые отвернулись от меня, потому что я всё время врала. Никогда не верьте наркоману, это очень хитроумный мошенник и обманщик: он пойдет на всё ради того, чтобы достать дозу!
В ВОЦПиН состоит на учете около 700 жителей Витебска и Витебского района, допускающих немедицинское употребление наркотических средств. В области, по официальным данным, насчитывается более 1000 потребителей наркотиков.
За распространение и сбыт наркотиков Ольга попала в места лишения свободы. В колонии прошла курс психотерапии.
Женщина поняла, что дошла до последней черты, находится на грани срыва, но собственных сил остановиться не хватает. Обратилась к врачу, начала принимать назначенные лекарства, которые помогли успокоиться и взять себя в руки.
– Уже три года ничего не употребляю. В компаниях, где пьют спиртное, стараюсь не бывать, даже на Новый год. Раньше при встрече знакомых, страдающих зависимостью, у меня был страх опять сорваться. Теперь же, когда их вижу, мне безразлично. Я уверена в себе. В жизни не бывает ничего случайного, и, наверное, я должна была пройти все эти испытания, – рассуждает собеседница.
Всё это время Ольга работала в разных учреждениях и знает не понаслышке, как относятся к человеку, употребляющему наркотики и алкоголь: после увольнения из-за попадания в милицию ей не раз приходилось искать новое место.
Сейчас Ольге 39 лет, и она в очередной раз пытается начать жизнь заново. С нового года после переобучения работает поваром в одном из витебских кафе, строит планы на будущее и надеется наладить отношения с близкими и помогать пожилым родителям.
Комментарий специалиста
Заведующий наркологическим отделением областного клинического центра психиатрии и наркологии Ирина Щелкунова:
– Первое, что нужно для начала лечения нарко- и алкогольной зависимости, – осознать наличие проблемы и желать от нее избавиться. Пациентка столкнулась со всеми негативными последствиями алкогольной и наркотической зависимости – гепатит, кома, токсикология, проблемы с законом и др. Она приняла решение отказаться от психоактивных веществ и искала способы, как это сделать. Первыми в этом случае на помощь приходят врачи. В начале лечения проводится детоксикация – выведение токсинов и других вредных веществ. Потом следуют поддерживающее лечение и длительные реабилитационные мероприятия, цель которых – восстановление физического, эмоционального и психологического состояния, социализация человека. Пациентка не раз срывалась, находя этому оправдание. С проблемами сталкивается каждый, но ведь не все ищут их решение в употреблении психоактивных веществ. Для данной пациентки важную роль сыграли ее интеллектуальный уровень, образование – она окончила в том числе и вуз, — а также то, что у нее была работа и в семье от нее не отвернулись. В противном случае финал мог бы быть совсем другим.
Из практики сотрудников ВОЦПиН:
причина первоначального обращения подростка к психоактивным веществам кроется в семье. Нынешние дети нередко растут в дисгармоничных семьях. Многие родители, не справляясь с собственной жизнью, заняты решением своих проблем и видят свою функцию только в материальном обеспечении детей, не замечая их душевных переживаний. Подходя ко взрослой жизни, не имеющий нравственного стержня молодой человек не может устоять под ее напором. Дети пьющих родителей часто копируют их привычки, считая это нормой, и приходят к зависимости тем быстрее, чем раньше начинают употреблять алкоголь.
Фото носит иллюстративный характер.