Распространение коронавируса внесло коррективы во многие сферы экономической деятельности, в том числе пассажиро- и грузоперевозки.
– Как выжить в этих непростых условиях, сохранить и предприятие, и коллектив? Вот вопросы, ответы на которые руководство парка ищет постоянно, – рассуждает главный инженер АТП-18 Иван Пальчевский. – Приходится приспосабливаться к требованиям времени и искать дополнительные способы заработать.
Коллектив браславского автопредприятия небольшой. В штате 73 человека, автомобильный парк насчитывает 15 грузовых автомашин и 26 автобусов различных марок. Первый квартал коллектив сработал пусть с небольшой, но прибылью. При сокращении пассажиропотока деньги зарабатывали на грузоперевозках. При общем плане в 1721,9 т водители перевезли за квартал 1783,7т.
Шесть большегрузных автомобилей предприятия были постоянно задействованы на оказании транспортных услуг по перевозкам грузов за пределы страны.
– В основном нашими заказчиками являются фирмы из Латвии, которым доставляем купленные в Беларуси пиломатериалы. Обратным рейсом забираем в порту грузы для белорусских получателей, таким образом, исключаем порожний прогон машин, – рассказывает Иван Пальчевский. – Это напрямую влияет на один из важнейших показателей деятельности организации – объем экспортных услуг. За первый квартал выручка от данного вида деятельности составила почти 60 тысяч долларов, темп роста к аналогичному периоду прошлого года 103,5%. Это, как видим, превысило плановые показатели по экспорту услуг, но потребовало от специалистов точности в логистике.
В транспортной отрасли конкуренция жесткая, особенно в последние месяцы, когда сократились потоки движения грузов, тем более из Китая. Ходить же порожняком – себе дороже. Поэтому транспортные организации готовы были идти на серьезные уступки, только бы получить заказ. Мы выдержали тот период, людей не сократили, не перевели на другие участки. В мае ожидаем улучшения ситуации. Экономика начинает оживать, а это будет способствовать более прибыльной работе.
Не стоят на приколе и самосвалы. Три задействованы в Национальном парке «Браславские озера», пяти машинам найдена работа в других районах. В результате планируемые объемы перевыполнены и водителями самосвалов.
– В сложившихся сегодня условиях сработали неплохо, – добавляет Иван Александрович. – Заработная плата в среднем по предприятию выросла на 106%. Повысили коэффициент энергосбережения на 2,6%, заработали на оказании организациям и населению транспортных услуг.
Сложным моментом для автопарка остаются пассажирские перевозки. Пригородные уже не один год убыточны, сейчас такими становятся и междугородние маршруты, хоть по качеству обслуживания, в частности, комфортности стараемся не не уступать частникам. Для этого в прошлом году предприятие за свой счет приобрело микроавтобус «Мерседес-Спринтер», который использует на обслуживании маршрутов на Минск и Витебск.
Кроме импортного микроавтобуса парк АТП пополнился в прошлом году новым отечественным автобусом МАЗ-251 также повышенной комфортности. И в 2020-м коллектив планирует новые приобретения. Уже пришел тягач, который администрация завода МАЗ продала браславчанам в рассрочку на два года.
Перспективным направлением для рентабельной работы предприятия Иван Александрович считает и другие виды деятельности. На сегодняшний день автопарк оказывает услуги по диагностике автотранспорта при проведении техосмотра, по предрейсовому осмотру транспорта, послегарантийному техническому обслуживанию и ремонту автомобилей в собственной мастерской.
Браславщина – известное туристическое место. Транспортное обслуживание отдыхающих – пока свободная ниша. Освоить ее – задача, которую ставит перед собой АТП-18.
Фото Александра ОЗЕРСКОГО.