Из школы домой она редко возвращается одна. Ребята хотят поговорить с любимой «химичкой», расспросить, какая будет игра на следующем уроке, что будет делать учитель вечером. Всё им интересно, особенно младшим.
Алёну Ефимову хорошо знают в Миорах. За 6 лет она выпустила в СШ № 2 уже не один класс. И хоть педагогику выбрало не очень много ее учеников, знание химии помогло ребятам поступить в вузы, продемонстрировать свою эрудицию большой аудитории специалистов и ровесников. В школе привели столько примеров успеха преподавателя и ее воспитанников, что вряд ли всё можно перечислить. Миорские школьники стали призерами первой химической интернет-олимпиады, сборная команда 7-го класса победила в областной обучающей олимпиаде, в областном конкурсе по химии «Задание в неделю» для учащихся 8-го класса ученики Алёны Ефимовой отмечены двумя дипломами I степени и двумя III. Учитель подготовила двоих ребят для обучения в Национальном детском технопарке, и один из них успешно защитил научно-исследовательский проект в секции «Зеленая химия» (1-е место). Ее воспитанники из года в год в числе победителей районной и областной олимпиад по химии.
Вот и недавно 11-классник Женя Ивашкевич вернулся с областной олимпиады с дипломом III степени. И в прошлом году он был в числе призеров.
– Мальчик талантлив,– говорит его учитель, – как, кстати, и многие другие дети. Они участвуют во всех доступных для сельских школьников олимпиадах, с охотой, а не по принуждению, осваивают материалы программ первых курсов вузов. И не только по химии, а и по другим предметам – математике, биологии… Это помогает им лучше видеть и понимать протекающие в природе химические процессы, выстраивать логическую связь между ними.
По образованию Алёна Ефимова биолог. В БГУ на ее факультете студентов готовили не к работе в школе, а к производственной и исследовательской деятельности. Поэтому девушка вполне могла трудиться, скажем, в биохимической лаборатории медицинского учреждения.
– Но педагогика взяла верх,– говорит учитель.– Судьба привела меня в школу, за что я благодарна ей. Моя работа заставляет расти профессионально, постоянно совершенствоваться, искать и применять новые методики обучения, двигаться вперед. «Век живи – век учись» – это о нас, учителях.
И она учится. На семинарах, образовательных платформах, онлайн-курсах. Ищет, апробирует новейшие методики преподавания. Ее уроки не похожи на привычные, когда учитель излагает материал, задает домашнее задание, а позже проверяет усвоенное. Для младших школьников чаще используется игра, для средних – создание проектов, старшие уже сами выступают в роли учителя. Формы преподавания самые разные. Главное, чтобы детям было интересно. Для этого создан и гугл-класс, где ученики могут найти объяснение многим природным явлениям, сами изучить пропущенную или недопонятую тему урока.
Алёна Ефимова – учитель, который не просто дает знания, она еще и помогает детям находить пути и средства для самостоятельного достижения поставленных целей. Готовит их к самостоятельной жизни, развивает эрудицию, знакомя с окружающим миром, историей и достопримечательностями страны. А для этого для желающих проводит дополнительные занятия, организует экскурсии по Беларуси, принимает вместе с ребятами участие в различных мероприятиях.
Ее любят дети, уважают родители и коллеги. Алёна Ефимова руководит педагогической мастерской учителей химии, биологии, географии учреждения образования, а также школьным научным обществом педагогов и учащихся «Искатели».
– Педагог перспективный,– дает оценку коллеге завуч Жанна Драбо. – Многого уже достигла, но понимаем, что может взять более высокие вершины.
– У меня часто спрашивают, чем увлекаюсь, а то говорю всё о работе да о работе. Но это и есть мое хобби. Педагогику создает сам учитель. И это дело моей жизни,– признается учитель химии СШ № 2 г. Миоры Алёна Ефимова.