Многие знают, что после покупки некачественного товара в обычной торговой точке его можно вернуть. А есть ли такая возможность в интернет-магазине? Как поступить, если доставили товар, который мало похож на тот, что привлек ваше внимание на сайте продавца?
Главное правило покупок через интернет – выбирать надежные торговые площадки, чтобы минимизировать риск нарваться на мошенников.
– На сайте интернет-магазина должны быть размещены сведения о госрегистрации продавца, регистрации в торговом реестре Беларуси, адрес местонахождения, банковские реквизиты, номера телефонов, адрес электронной почты, для индивидуальных предпринимателей – паспортные данные, – перечисляет начальник отдела прокуратуры Витебской области Дмитрий Кудрявцев. – Также должен быть образец документа, подтверждающего приобретение товара (кассовый чек). И по возможности следует избегать ситуаций, когда требуют полную предоплату. Лучше оплачивать товар через курьерскую доставку или в пунктах самовывоза.
А в целом продажа в интернет-магазинах подчиняется общим требованиям законодательства по защите прав потребителя. Поэтому сроки возврата товара идентичны тем, которые применяются в обычных магазинах.
– Если непродовольственный товар качественный, но не устраивает потребителя, его можно возвратить в течение 14 дней, – поясняет Дмитрий Кудрявцев. – Также покупатель вправе обменять не устроившую его продукцию на аналогичные изделия другого размера, формы, фасона, расцветки или комплектации. В случае разницы в цене необходимо произвести перерасчет с продавцом. Для возврата или обмена такой продукции предусмотрены условия. Товар не должен быть в употреблении, должен сохранять потребительские свойства, плюс надо будет предоставить кассовые чеки, подтверждающие факт покупки в конкретной торговой точке. Важное уточнение: расходы по возвращению качественного товара, например, на пересылку, несет потребитель. В тоже время есть список непродовольственной продукции, которая не подлежат возврату: это предметы личной гигиены, бижутерия, чулочно-носочные изделия и некоторые другие.
По словам представителя прокуратуры, некачественный товар вернуть в интернет-магазин можно в течение гарантийного срока. Когда таковой не установлен, то – на протяжении двух лет со дня приобретения изделия. Возврат некачественного товара возможен без упаковки. Причем понятие продукции ненадлежащего качества довольно широкое. Оно касается не только бракованных товаров.
– На этикетке кофты, купленной в интернет-магазине, не указано при каком режиме ее стирать в машине, – приводит пример Дмитрий Кудрявцев. – После стирки вещь потеряла цвет. И хотя дефекты появились в процессе эксплуатации, вы вправе вернуть изделие, так как продавец не предоставил покупателю достоверную информацию об условиях использования товара.
Еще одна распространенная ситуация, когда покупатель, клюнув в интернет-магазине на красивую картинку, получает не то, что увидел в рекламе. Чтобы этого избежать, продукцию лучше заказывать курьерской доставкой, и не оплачивать заранее.
– При получении товара, не соответствующего ожиданиям по цвету или форме, от него можно отказаться, – говорит представитель областной прокуратуры. – Или же потребовать, чтобы доставили именно ту продукцию, которая размещена в рекламе.
Но как быть, если вы заранее оплатили покупку в интернет-магазине, товар не подошел, а сотрудники торговой площадки отказываются возвращать деньги?
По словам Дмитрия Кудрявцева, сперва надо предъявить претензию продавцу. Если же это не поможет, следует обратиться в территориальные подразделения Министерства антимонопольного регулирования и торговли, в городской или районный исполнительный комитет. Их сотрудники зафиксируют нарушение и привлекут несговорчивого владельца интернет-магазина к административной ответственности.
– Любое нарушение правил торговли предусматривает штраф до 10 базовых величин, – говорит начальник отдела прокуратуры области.– За обман потребителей более суровое наказание. Например, если вам умышленно продали фальсифицированный товар, то недобросовестному продавцу грозит штраф до 25 базовых величин.
Фото из открытых источников.