Оптимизация почтовой службы началась не вчера, а лет 10 назад. Но тогда изменения не были такими интенсивными, как в последние 3 года. Теперь они настолько заметны, что жители области то и дело обращаются в различные инстанции за разъяснениями, почему так происходит и что будет дальше? Ответить на подобные вопросы мы попросили директора Витебского филиала РУП «Белпочта» Сергея Максака.
– Сергей Эдуардович, что подвигло почтовую систему, в частности, на Витебщине, на такие преобразования?
В Витебской области почтовая сеть на селе развернута гораздо шире положенного. В соответствии с действующими нормативными документами одно сельское отделение должно обслуживать 2 тыс. человек. На 1 января в области действовало 396 сельских отделений почтовой связи. По нормативам должно быть 148. Крупных сельских населенных пунктов у нас в области не так много. Поэтому приходится работать и там, где в зоне действия почтового объекта проживают от 150 человек до 700. Отдаленные деревни обслуживают почтальоны.
Затратный механизм, запчасти, топливо, электроэнергия постоянно дорожают. С учетом этого рентабельность услуг падает. Естественно, лучше те же деньги не вкладывать в минус, а сэкономить и поднять людям зарплату. Поэтому убыточные отделения, у которых нет возможности наращивать объем основных услуг, приходится оптимизировать, но не в прямом смысле слова. Почта останется со своими клиентами, просто поменяются формы и методы работы. Служба станет передвижной, присоединятся населенные пункты к близлежащим рентабельным отделениям почтовой связи.
– Такой опыт уже, как известно, существует не первый день и активно применяется...
– Да. На 1 января в области уже работало 51 мобильное отделение почтовой связи, 11 из них были организованы в 2013-м. Это направление будет развиваться и дальше. Перевод стационарных объектов «на колеса» заложен в бизнес-плане предприятия на 2014 год. Появятся еще около 20 мобильных маршрутов.
Самое большое количество автоотделений сегодня курсирует в Витебском, Полоцком, Поставском, Сенненском, Докшицком и Глубокском районах.
– Теряют ли что-нибудь клиенты в обслуживании, ведь многие до недавних пор активно пользовались на почте банковскими платежными карточками, покупали сопутствующую продукцию?
– Мы регулярно, совместно с представителями районных исполнительных комитетов, председателями сельских исполнительных комитетов, выезжаем в населенные пункты, встречаемся со старейшинами деревень, жителями. Разъясняем, какие виды услуг и в каком объеме получат наши клиенты. Кстати, весь их спектр остается прежним. Оборудованы «мобильные почтовые отделения» в соответствии с современными требованиями специальной компьютерной системой для приема всех видов платежей, пользующихся спросом у населения в режимах on-line, считывателями банковских платежных карточек для безналичной оплаты услуг. Можно также отправить электронный денежный перевод, заказное письмо или посылку, т. е. все виды почтовых отправлений, а также приобрести необходимые товары, бывшие и прежде в ассортименте. Единственное, что работать такое отделение будет определенное время и в определенном месте. Там будут размещены информационные стенды, ящики для корреспонденции. Графики приезда детально обсуждаются с населением. Время и место стоянок тоже корректируются по необходимости. К каждому маршруту индивидуальный подход. Все они на персональном контроле.
– Что же будет с персоналом после закрытия отделений?
– Почтальоны останутся на своих местах, им даже станет комфортнее. Доставочный участок почтальона в среднем составляет 10 – 15 км. С учетом оптимизации, на определенной части маршрута некоторых из них смогут подвозить наши автомобили.
– А что ожидает остальных работников?
– Рассматриваем возможные варианты трудоустройства, предлагаем при наличии вакансии профессии почтальонов, оказываем содействие в поиске рабочих мест в других организациях. Есть случаи перевода, увольнения при достижении работниками пенсионного возраста.
– Сокращение касается только сельских отделений почтовой связи?
– Да, райцентры оно не затронет. А в крупных городах с большой плотностью населения сеть, наоборот, будет расширяться. В микрорайоне Билево областного центра, к примеру, планируется открытие стационарного отделения почтовой связи, аналогично и в новом густонаселенном микрорайоне Полоцка. Также в Витебске ставим павильоны.
– Какова судьба освобожденных площадей?
– Часть помещений для отделений почтовой связи мы арендуем. Если происходит оптимизация, помещения возвращаются. Те, которые у нас на балансе, в рамках законодательства вовлекаем в хозоборот. Проводим аукционы, выставляем на продажу.
– Если подвести итог, к чему, в конечном счете, должна прийти почтовая служба?
– К обслуживанию пользователей услуг почтовой связи на высоком уровне с учетом внедрения новых форм и методов, в том числе посредством организации обслуживания населения в сельской местности передвижными отделениями почтовой связи, моторизованным способом, достойному уровню заработной платы работников всех категорий. Поэтому сегодня все направлено на оптимизацию деятельности системы, качество предоставления услуг.