Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Корреспондент "ВВ" узнала, кем хотели быть нынешние взрослые

Весна — особенная пора для выпускников школ и их родителей, ведь предстоит сделать важный шаг: выбрать колледж или вуз, который поможет тинейджерам освоить будущую профессию. Подходят к вопросу по-разному. Кто-то из ребят заранее решает, чего хочет, углубленно изучает необходимые для поступления предметы. Есть те, кто относит документы за компанию с друзьями или всецело полагается на мнение мамы и папы. Определенная часть идет на поводу у моды и выбирает самые популярные специальности.

А кем же хотели быть нынешние взрослые? О чем они мечтали в детстве и почему не все мечты осуществились?

Глазами ребенка

Пока мы не выросли, многое видится иначе. Дети склонны не замечать плохое, не задумываться о деньгах и в профессиях видеть исключительно позитивные стороны. Одна знакомая журналистка, например, в детстве хотела быть извозчиком, потому что, когда вырастет, сможет кататься на лошадке. Нередко маленькие дети воображают себя продавцами, потому что считают: работая в магазине, можно есть сколько угодно шоколада и чипсов! Однако стоит чуть подрасти — и приходит понимание, что не всё так просто. Что сладости — совсем не собственность продавца, и он может торговать конфетами, но не есть их бесконечно.
В результате у школьников мечты о профессии становятся ближе к реальности, а ориентируются ребята при этом зачастую на авторитетных взрослых.

От певицы до учителя — лишь шаг

Многие мои знакомые говорят, что в школьные годы они подумывали стать педагогами. Оно и понятно: хороший учитель — с широким кругозором, воспитанный, общительный, доброжелательный, увлеченный своей профессией, умеющий вести за собой — вполне подходящий жизненный ориентир. Другое дело, что, взрослея, человек задумывается и о другом: востребованности на рынке труда, уровне зарплаты, требованиях, предъявляемых к работнику. Мы начинаем более реально оценивать свои личные качества и то, как они соотносятся с конкретным родом занятий.
— Я видела себя то жур-налистом-международником, то дипломатом, то певицей, — рассказывает, вспоминая детство, Елена (48 лет), которая выросла в Шумилинском районе, а сейчас работает в одной из витебских школ. Данные для освоения любого из вышеназванных направлений у нее были. Однако требовалось найти подходящее учебное заведение, дополнительно позаниматься, выдержать серьезный конкурс при поступлении…
— Как человек практичный и в какой-то степени ленивый к концу школы уже понимала, что, вероятнее всего, стану учителем, — отмечает моя собеседница. — Оставалось лишь решить, чему буду учить. Не жалею, что тогда выбрала английский язык. Проще работать с подгруппами, а не с целым классом (в городских школах они очень большие). Кроме того, и в путешествиях, и в жизни знание иностранного языка не лишнее.
Правда, в молодости в журналистике Елена тоже успела себя попробовать. По ее словам, уходила из этой сферы с мыслью, что однажды туда вернется. Но потом родились дети, потребовалось больше времени уделять семье. А у педагогов был продолжительный летний отпуск, да и распорядок дня оказалось проще варьировать, если много учебных часов не брать. Так и осталась в школе.

В кабинете, но в другом

А вот Виталий (49 лет), старший преподаватель университета, о педагогической карьере не думал.
— Хотел в детстве стать железнодорожником, — признается он. — Не могу объяснить, почему, это просто любовь к железной дороге на каком-то подсознательном уровне. Но в итоге не стал тем, кем мечтал. Потому что на рубеже 80 – 90-х годов прошлого века рабочие профессии были не престижны. И поступил в технологический институт. Учился по специальности «автоматизация технологических процессов и производств». Когда на распределении предложили остаться работать в вузе, согласился. Преподаю уже 28 лет и о сделанном выборе не жалею. Это творческая профессия, в своем роде театр одного актера, где чувствуешь себя свободным художником.
То бравым спасателем, то инспектором рыбоохраны видел себя Алексей (34 года), чье детство прошло в одном из райцентров Витебщины. Однако стало ухудшаться зрение, поэтому от мечты пополнить ряды огнеборцев пришлось отказаться. Тогда начал рассматривать другие варианты. Мужчина говорит, что в школьные годы у него было две любимые учительницы. Вдохновившись их примером, решил поступить в педагогический вуз. Правда, пришел к этому не сразу. Сначала окончил колледж, а уже после него стал студентом заочного отделения Могилевского гос-
университета им. А. Кулешова.
По словам Алексея, в мечте он не разочаровался, преподавать, работать с молодежью ему в целом нравилось. Но хотелось большего дохода. Какое-то время пытался совместить педагогику и вечернюю подработку в такси, а потом решил изменить жизнь кардинально. Уехал в Москву, сменил несколько профессий и в конце концов стал менеджером. Сейчас возвращение к преподавательской деятельности считает для себя маловероятным, хотя не забывает известное утверждение: никогда не говори «никогда»…

Время вносит коррективы

Юношеские планы нередко разбиваются о суровую реальность.
— Я в школьные годы решил: буду технологом, — вспоминает транспортировщик Михаил (53 года). — Хотя учился отлично, точно понимал, что не хочу быть большим начальником. Значит, высшее образование получать необязательно. Но при этом мне хотелось относиться к инженерно-техническим работникам.
Повлияло и то, что родители были уже в возрасте. А пенсионерам непросто несколько лишних лет учить сына. Понимая это, после 8-го класса Михаил ушел в техникум, чтобы быстрее стать самостоятельным. Выучился на технолога сварочного производства, но… технологом так ни дня и не поработал. Развал Советского Союза, переезд из южной республики в Беларусь внесли свои коррективы. Михаил хватался за любые предложения, и на рынке торговал, лишь бы прокормить семью. На крупное предприятие устроился только в 35, но взяли его туда, понятно, не технологом. Так мечта и не сбылась. Но, по словам мужчины, он об этом не жалеет.
— Технолога ругают те, кто «сверху», и не любят те, кто «снизу», — так сегодня видит эту должность Михаил.

Когда уходит романтика

Не мечте изменила, а мечту изменила — таким образом сформулировала свое решение отказаться от попыток стать то стюардессой, то артисткой балета на льду Людмила Добрыйвечер, героиня фильма «Королева бензоколонки». Почти так же случилось в жизни витебчанки Елены (47 лет). Ее детство прошло в Крыму, девочка периодически летала на самолетах и была просто очарована стильными, элегантными и улыбчивыми бортпроводницами. Их профессия казалась необыкновенной, несложной и очень романтичной. Елене тоже хотелось носить красивую форму и полжизни проводить в небе, развозя по салону напитки и еду. Но к старшим классам девушка поняла, что вряд ли желает изо дня в день успокаивать конфликтных пассажиров, раздавать завтраки и жить в дороге. Труд стюардессы стал выглядеть довольно монотонным и неинтересным, поэтому Елена сменила мечту и решила поступить на факультет журналистики. Сегодня витебчанка уверена, что сделала правильный выбор: ей нравится каждый день узнавать новое, встречаться с интересными людьми. Время показало, что творческая профессия куда больше отвечает ее внутренним запросам и особенностям характера.

У всех свои сложности 

Не только сейчас, но и раньше некоторые шли в ту профессию, которую выбрали родители. Так, медсестра Ольга (41 год) на заре юности мечтала об адвокатской стезе. Ей казалось, что разбираться в нюансах законов, помогать людям — это и благородно, и интересно. Но взрослые стремление дочери не поддержали. Им хотелось иметь собственного медика, поэтому девочке настойчиво внушали, что нужно связать жизнь с системой здравоохранения. Ольга не решилась перечить родителям и окончила медицинский колледж.
— Поначалу профессия даже увлекла, — не скрывает она. — Первые два-три года шла на работу с интересом. Да и в повседневной жизни мои знания и умения пригодились, я могу помочь себе и родным. Но постепенно минусы стали перевешивать. Ведь медсестра не просто таблетки разносит или уколы делает. Нужно оформлять много бумаг, ухаживать за лежачими больными — обязанностей разных много. Вдобавок, когда постоянно переживаешь за пациентов, начинаешь выгорать эмоционально. Кроме того, люди бывают разные, нередко конфликтные, чуть что не понравится — пишут жалобы: не так лечили, не направили на обследование…
Порой претензии доходят до абсурда. К примеру, моя собеседница вспомнила случай, когда пришла жалоба на работницу кухни: пациентку возмутило, что женщина на нее «плохо смотрела».
В итоге по-настоящему полюбить медицину у Ольги не получилось.
— Меня, конечно, воспитали в том ключе, что трудиться нужно ответственно и добросовестно. Именно так я всегда и работаю, многое знаю и умею, постоянно повышаю квалификацию, но радости мне это не приносит, — откровенничает женщина. — Разве что изредка, когда в действительно сложной ситуации удается спасти пациента.
Однако менять род занятий она не собирается, как признается сама, прежде всего из-за зарплаты. Ведь в новой сфере ее нынешний стаж и категория не будут иметь значения.
— Кроме того, в любой работе есть свои минусы, — считает Ольга. — С кем ни поговоришь, каждый бывает чем-то недоволен. Просто со стороны мы не всегда видим сложности чужой профессии.
И в этом она, безусловно, права. Не стоит забывать, что за красивой картинкой и налетом романтики могут скрываться серьезные трудности или монотонные будни. А на смену тому, что казалось таким привлекательным еще вчера, завтра может прийти новая мечта, которая и окажется настоящим призванием. Главное — верить в себя и делать максимально хорошо все, за что берешься.

Фото из открытых источников.

 


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ