Мария Казакова из Городокщины на всю жизнь запомнила ужасы и лишения, пережитые в годы оккупации страны немецко-фашистскими захватчиками.
В 1941 году ей исполнилось шесть лет. В детскую память врезались самые яркие моменты, связанные с приходом в населенный пункт Пальминка неприятеля.
— Вдруг начались артиллерийские обстрелы: оглушая и пугая, неподалеку взрывались десятки снарядов. Были видны пожарища в соседней деревне. Вскоре пришли люди в военной форме и сказали, что нужно уходить. Естественно, никому не хотелось покидать обжитую территорию, но страх оказался сильнее. Это спасло нам жизни: один из выстрелов уничтожил родительский дом, — рассказала Мария Казакова. — Поначалу наша семья, в которой было пятеро детей, ютилась в одном из близлежащих хуторов. Отец умер еще до войны, поэтому мать в одиночку пыталась обустроить быт. Затем, чтобы не попасть в руки фашистам, которые могли убить без объяснения причин, отправить за решетку или на работы в Германию, пришлось уйти вглубь Щелбовского леса. Благо сосед помог на коне перевезти туда нехитрый скарб, оставшийся от прежней жизни.
Сегодня в урочище Щелбово (в данной местности в годы войны партизаны оказывали жесткое сопротивление фашистам) установлена шестиметровая скульптура партизана.
— Люди группами грелись у костров, питались чем придется. Самым большим лакомством было молоко — некоторые прихватили с собой коров. Тут же формировались партизанские отряды, регулярно устраивавшие диверсии в округе, — сообщила Мария Казакова. — Однажды немцы устроили облаву в лесу, в ходе которой задержали нашу семью. Отправили в деревню, рядом с которой обосновались гитлеровцы. Слава богу, там нас приютила одна из жительниц, иначе умерли бы от голода и холода. Полицаи сказали, что нас не расстреляли только потому, что вышел некий указ, приказывающий быть более лояльными к местным, чтобы расположить их к себе.
Однако население продолжало помогать партизанам. Те регулярно устраивали акции возмездия вплоть до самого освобождения района. Девочка с родными могли не раз погибнуть за это время, попав под горячую руку оккупантов, но Бог миловал.
За долгую мирную жизнь пенсионерке довелось пережить много тяжелых испытаний, в том числе послевоенные бедность и разруху, перестроечные разброд и шатания. Однако все они кажутся ей сегодня незначительными по сравнению с оккупацией.
— Главное, чтобы война не повторилась, — отметила Мария Казакова. — Боевые действия невозможны без человеческих жертв, в том числе мирных жителей и детей. Поэтому мирное небо над головой — самое важное в жизни. Об этом нельзя забывать лидерам государств, ведущих борьбу за главенство на международной арене. Армия не должна быть инструментом в отстаивании своих интересов или ценностей.
Эдуард КАРОЛЕВИЧ, фото автора.