Двое медвежат как оказавшиеся в бедственном положении изъяты из дикой природы по решению комиссии по оказанию помощи диким животным при Витебском райисполкоме.
...Во время обозначения границ будущей делянки под рубку в лесном массиве между Западной Двиной и озером Селяево помощник лесничего Суражского лесничества Пётр Войтенков помечал деревья по периметру краской и ушел вперед товарищей, занятых пере четом.
– Неожиданно метрах в десяти от меня зашевелился снег, до этого выглядевший как сугроб или большая кочка, и из него поднялся медведь, – вспоминает пережитое Пётр. – Я закричал, но, оцепенев, не сдвинулся с места. Медведь бросился в чащу.
Придя в себя, Пётр позвал коллег, мужчины решили полюбопытствовать, как устроено зимнее логово зверя. Приблизились к нему – и увидели пуговки глазок медвежат. Чтобы не беспокоить их и дать медведице возможность вернуться, удалились. Назавтра они обнаружили, что от берлоги по-прежнему ведет одна дорожка следов, мать не вернулась. Поскольку в лесной глухомани отсутствует покрытие сотовой связью, сообщить о брошенных медвежатах в комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды удалось только к вечеру.
Экспедиция по спасению медвежат в составе представителей комитета, Витебских горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, районной структуры БООР, райвестанции и Суражского лесхоза выдвинулась к берлоге наутро 21 февраля.
– Довелось 15 километров от деревни Трущи ехать по лесным дорогам, затем почти два километра добираться пешком, – поясняет заместитель председателя комитета Алексей Марковский. – Мы убедились, что медвежата по-прежнему одни и существует реальная угроза их жизни – смерть от голода, переохлаждения, нападения других животных. Малышей забрали из лесу.
Алексей Марковский пояснил, что в действиях работников Суражского лесхоза не было вины – те занимались обычной хозяйственной деятельностью на подведомственной территории. Она не относится к особо охраняемой, где была бы зафиксирована устойчивая популяция краснокнижных животных.
Одновременно эти леса являются охотничьими угодьями БООР, и егеря регулярно проводят в них учеты численности охотничьих животных. Как сообщил председатель районной структуры БООР Алексей Беляев, во время первоснежья в 2023 году присутствие медведя в данной местности выявлено не было, и обнаружение 19 февраля берлоги с медведицей и медвежатами стало для арендатора охотугодий неожиданностью.
Медвежат – братика и сестричку – доставили в Витебский зоопарк. Здесь начинается второй и основной этап их спасения. После осмотра косолапых директор зоопарка, опытный ветеринарный врач Ирина Орлова сделала вывод о том, что малыши, хотя не ели и мерзли около двух суток, находятся в удовлетворительном состоянии. Началась круглосуточная реабилитация зверят.
Выхаживание маленьких медвежат – работа непростая: они пока настолько малы, что даже не умеют самостоятельно справлять естественные потребности. Но директор зоопарка имеет неоценимый опыт заботы о молодняке медведей: все помнят, что два года назад при схожих обстоятельствах в зоопарк попали сестренки Глаша и Дуняша. Судя по зубам, девочки были старше нынешнего пополнения, которому месяц-полтора, но значительно меньше. Новенькие – настоящие крепыши с хорошим аппетитом.
– Круглые сутки через каждые полтора часа выпаиваю их из бутылочек с сосками смесью сливок и молока, – рассказывает Ирина Орлова. – Надо следить, чтобы малышам было тепло, сухо, чтобы у них не вздувались животики, дыхание оставалось легким. В настоящее время можно говорить о том, что маленькие краснокнижники стабилизируются. Когда их жизнь будет полностью вне опасности, будет решаться их дальнейшая судьба.
Фото и видео Светланы ЯКОВЛЕВОЙ.