По коридору больницы шла маленькая девочка и горько-горько плакала. Волосы на ее голове торчали ежиком во все стороны. Одета была в старенькое застиранное платьице. Все говорило о том, что ребенок попал в беду. В сердце Татьяны будто вонзилась игла. К тревоге за своего Димку, которого привезла в больницу, добавилась жалость к чужому ребенку. Она повернулась с немым вопросом к дежурной медсестре.
– Это Маша, – сказала та. – У нас не первый, но, думаю, последний раз. Заберут ее у родителей.
Из больницы Татьяна Тимофеева возвращалась с одной мыслью: надо спасать девочку. Дома рассказала мужу об увиденном, о той боли, которая не отпускает сердце, и предложила забрать ребенка себе.
О той встрече и 12 последующих годах совместной жизни Татьяна Тимофеева, сестры Маша и Вера Дашкевич рассказали при встрече в Миорах. В просторной комнате Веры всем хватило места. Девочки уже переросли тот возраст, когда стеснялись того, что приемные, открыто делились пережитым, радостями и надеждами.
– Я как вспомню жизнь со Светкой, становится страшно, – сказала старшая из девочек Вера.
Оказалось, Светкой они зовут биологическую мать.
Память сестер, несмотря на малолетство в ту пору, ярко сохранила картины пьющих отца и матери, драки, побои, как босиком по снегу убегали от разъяренного отца, постоянное чувство голода, когда найденный за печкой чеснок грызли без хлеба. И самое удивительное – это страх потерять родителей, очутиться в детском доме.
О том, что у Маши есть старшая сестра, Татьяна Витальевна узнала, когда начала процесс оформления опекунства. В отделе образования райисполкома предупредили, что разлучать сестер не лучший вариант. Вернулась домой озабоченная, собрала всех членов семьи, в том числе сыновей – 13-летнего Дмитрия и 7-летнего Валерия, и сказала:
— У Маши есть старшая сестра, разлучать их нельзя, надо оформлять опеку над двумя девочками или...
Семейный совет решил забрать обеих сестер. Татьяна стала ездить к девочкам в Дисну в приют, где те находились полгода, возить гостинцы.
– Маша почти не разговаривала. А Вера, которая была старше сестры на два года, старалась заменить ей мать. Привожу им котлеты с пюре, раскладываю в две тарелки, а Вера свою котлетку перекладывает Маше. Даю каждой конфеты и вижу, как Вера прячет их в кармашек младшей сестры, – вспоминала Татьяна Витальевна.
– Мы радовались каждому ее приезду, но и боялись верить своему счастью. Уже знали, что не всех детей, к которым приезжают тети и дяди, забирают в семьи. Видели, как некоторых возвращали назад, – вспоминала свои детские переживания Вера. — А Маша вообще боялась всех и всего.
Кстати, теперь в бойкости Маша не уступает старшей сестре: быстро сходится с ровесниками и становится душой любой компании. Девочки очень похожи внешне, а вот по характеру, увлечениям и предпочтениям отличаются кардинально. Вера любит точные науки, химию, биологию. В следующем году оканчивает 11 классов и собирается ехать поступать в Минск. Маша – гуманитарий. После 9-го класса планирует продолжить обучение в Полоцке.
– А какими были прошедшие 12 лет в семье Тимофеевых? — спрашиваю у девочек.
— Счастливыми. Мама с папой, братья – самые близкие нам люди. У нас есть семья, где нас любят, – наперебой говорили девочки.
– Мамой они стали звать меня на второй день после приезда, Фёдора папой сразу после того, как он вернулся с рейса – он у нас дальнобойщик. Вслед за мальчишками, наверное, им было легче в первый раз произнести эти дорогие всем слова.
С сыновьями Тимофеевых Дмитрием и Валерием девочки подружились быстро. Мальчишки опекали девчонок, помогали в учебе. И сегодня, когда один из них уже женат и живет в Новополоцке, а другой служит в армии, они перезваниваются, делятся своими новостями.
Ждем пополнения в семье Дмитрия, переживаем, чтобы этот период прошел благополучно.
Года в хлопотах летели быстро. Сестры росли, привыкали к условиям новой жизни, учились танцевать, играть на музыкальных инструментах, занимались спортом. У Татьяны Витальевны научились вести хозяйство, рукоделию и кулинарии, работе в огороде.
– Девочки к самостоятельной жизни готовы и уже не пропадут, выпорхнув из дома, – считает Татьяна Витальевна.
– У нас уже все есть, – заявила Маша. – Холодильники мама с папой купили, ноутбуки имеем, мебель тоже. В одной комнате все, что родители купили для Веры, в другой – мое «приданое». И денежек каждой собрали.
Татьяна спокойно слушала девчонок, у которых от нее не было секретов. За 12 лет научились понимать друг друга и доверять.
Фото Тамары ПАШКЕВИЧ.