Молодой директор сельской школы Толочинского района продолжает семейную династию, играет в футбол со школьниками и ездит автостопом.
Профессия учителя, к сожалению, не пользуется популярностью у современной молодежи, особенно парней. Молодые люди если и попадают в педагогический вуз, то лишь за «корочкой» о высшем образовании. Единицы затем работают по специальности, еще меньше чувствуют себя за учительским столом на своем месте. К таким редким исключениям относится Александр Малентинович. В свои 27 лет он возглавляет сельскую школу в Толочинском районе, получает второе высшее образование, причем снова педагогическое, и что самое важное – любит то, чем занимается.
Педагогический стаж – 300 лет
В выборе профессии у Александра большую роль сыграла семья, точнее, личный пример: мать и многие родственники по ее линии – педагоги, а именно логопеды-дефектологи, химики, биологи, математики, физики, учителя начальных классов, директора школ. Общий педагогический стаж всей семьи насчитывает более 300 лет. Он и сестра продолжили династию, только брат пошел по стопам отца и стал строителем. Александр поступил в БГПУ им. М.Танка, на распределении перед дипломированным географом-биологом встал выбор – вернуться в родное Глубокое или поехать в Толочин.
– Поначалу думал отрабатывать положенный срок на родине, но потом посчитал, что многие молодые люди, которые предпочитают жить с родителями, так и остаются несамостоятельными. Мне же хотелось обратного. Кроме того, родом из этих мест мой дедушка, который в свое время уехал в западную часть Витебщины, – объясняет свой выбор Александр.
Молодой специалист распределился в СШ №2 Толочина, спустя пару лет зарекомендовавшему себя учителю предложили повышение – возглавить Славенскую среднюю школу имени П. Галецкого.
– Сразу был шок, потом подумал: а почему бы и нет, все сперва кажется тяжелым и непреодолимым. Поначалу пугало многое: во-первых, школа тогда была с музыкальный уклон, а это далеко от моей специализации, во-вторых, должен руководить людьми, которые в два раза старше. Благо мне повезло с коллективом: работают профессионалы своего дела и понимающие люди. В итоге вливаешься, ведь главное – работать, – вспоминает первые опасения молодой руководитель.
Сейчас у него в подчинении почти 30 человек, правда, молодежи маловато. Вчерашних студентов, приехавших после учебы из крупных городов, видно, пугает сельская глубинка, хотя от райцентра школа находится в паре километров, предоставляется жилье.
– Проблема некоторых нынешних молодых специалистов, по моим наблюдениям, в том, что при распределении у них сразу неправильный настрой: мол, маленькая зарплата, значит, и напрягаться не стоит. Я, поработав учителем четыре года, понял, что все зависит от того, как будешь работать, в том числе и заработок, при желании можно выйти на вполне хорошую сумму, – уверен Александр.
Сам он живет в райцентре, на работу в деревню молодой руководитель добирается на общественном транспорте, с коллегами на машине, а нередко и вовсе на попутке.
– Такое направление, что в основном едут местные жители, знают учителей в лицо, всегда останавливаются, чтобы подвезти. Иногда даже лучше проехать на попутке, узнать, чем живет местное население, какие проблемы, темы обсуждает, – считает сельский директор.
Школа по численности учащихся небольшая (сейчас 134 ребенка), но продолжает развиваться, старается соответствовать требованиям времени, продолжать старые и зарождать новые традиции. Например, в кабинетах химии, белорусского языка и литературы установлены мультиборды, продолжается доукомплектование современными наглядными учебными материалами. Совместно с РОЧС создается кабинет безопасности, в котором дети могут увидеть и даже примерить амуницию пожарного, ознакомиться с принципом действия различных огнетушителей и пр. У школы в распоряжении свой автобус для подвоза учащихся из отдаленных деревень, а раз в месяц сельские ребята ездят в бассейн в соседнем районе.
Одно из направлений школы, которое активно развивал еще его предшественник Александра, – духовно-нравственное воспитание, причем не только посредством гуманитарных дисциплин, но и внеурочной работы.
– Часто приглашаем в школу представителей церкви, родительский актив, которые ведут беседы с детьми на жизненные темы: об отношении к окружающим людям, алкоголю, сигаретам и так далее. Не может не радовать, когда видишь, что это дает свои положительные результаты. Нынешним летом планируем совместно с церковью и детьми благоустроить целебный источник на территории ландшафтно-гидрологического заказника «Скрипутёво», который является одной из достопримечательностей района, – делится планами Александр Малентинович.
Из директорского кресла – на стадион
С подачи молодого руководителя в сельской школе проходят футбольные матчи, соревнования по баскетболу, волейболу, на которых в одной команде с детьми – взрослые: педагоги, представители спортивных районных организаций, правоохранительных органов.
В перспективе – создание поля с искусственным покрытием для мини-футбола.
– Когда школьник играет на одной площадке с учителем, это сближает, важно, чтобы дети чувствовали контакт. Кроме того, в сельской местности у ребят нет такого разнообразия кружков и секций, как в городе. Поэтому у нас на внеурочные спортивные занятия приходят всем классом, и заставлять не надо, – говорит Александр.
Кстати проводит их директор лично. После рабочего дня он с удовольствием дважды в неделю меняет официальный стиль на спортивную форму. Кроме того, по воскресеньям учит толочинских мальчишек играть в футбол на базе районного центра детей и молодежи.
– С детства люблю спорт, даже улица, на которой жил в Глубоком, называлась Физкультурная, многие соседи вели активный образ жизни. С малых лет с родителями каждое лето отправлялись в походы, это была наша семейная традиция. Еще когда работал в Толочине, помимо своего предмета помогал вести внеурочные занятия физкультурой. Даже поступил в родной вуз на переподготовку, думал связать жизнь именно с физвоспитанием… – вспоминает Александр.
Новая должность пусть и скорректировала планы молодого человека, но хобби не лишила, а, наоборот, дает возможности для реализации и в этом ключе.
Дедушка говорил: «Не дай тебе бог жену – учительницу»
О том, что недавний молодой специалист закрепился по месту распределения, свидетельствует и его семейный статус – здесь он встретил свою супругу Ирину. Хотя оба выпускники одного вуза, познакомились уже в СШ №2 Толочина. Она – из местных, учитель английского языка.
– В моей семье были союзы педагогов, дедушка говорил: «Не дай тебе бог жену – учительницу», – рассказывает с улыбкой Александр. – Оно и понятно, профессия отнимает много времени и сил, но с другой стороны, всегда есть о чем поговорить, объединяет общая тема. То, что занят практически всю неделю, меня не тяготит, вошло в привычку. При этом не считаю, что у меня нет времени на себя, ведь я сам при этом занимаюсь физкультурой и получаю от этого удовольствие. Приобщил к спорту жену, хотя ранее интереса к нему не имела. До декретного всегда приходила на соревнования за меня поболеть, однажды вместе бежали марафон среди учителей. Если в отношениях и внутри тебя гармония, то все просто получается.
Наверное, поэтому Александр Малентинович успевает еще заниматься фотографией (недавно вошел в число победителей районного конкурса «Моя малая родина»), увлекается кулинарией, выращиванием комнатных растений, быть волонтером БРСМ и всегда готов поддержать любое доброе начинание.
Фото Натальи РЫЖКОВОЙ и из личного архива Александра Малентиновича.