Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Не рассчитывайте «ProЗАПАС»: что мешает работникам потребительской кооперации быть в тренде?

Почему многие магазины сети облпотребобщества пользуются слабым спросом у потребителей? Почему значительная часть покупателей даже в шаговой доступности не посещает торговые объекты? Что мешает работникам потребительской кооперации быть в тренде? На эти вопросы искала ответы корреспондент «ВВ».

Когда плывут по течению

Эти проблемы появились не вчера и даже не пять лет назад. Гораздо раньше. Вместе с тем все сходятся во мнении: потребительское общество выполняет социальную функцию, обеспечивая жителей самых отдаленных населенных пунктов, которых на Витебщине более 6200, хлебом, молоком и другими товарами первой необходимости.

В последнее время убытки от торговли на селе не покрываются другими видами деятельности – заготовительной и производственной, как, например, в Лепельском филиале Витебского обл­потребобщества (ранее Лепельское райпо). Отяжеленный присоединением к нему таких же структур из других районов, он пытается удовлетворить растущие запросы потребителей пяти районов – Лепельского, Дубровенского, Чашникского, Витебского, Городокского. Даже в Лепеле товарооборот за полугодие составил 60% к аналогичному периоду прошлого года. Что уж говорить о селе? За последние полтора года в райцентре закрылось 8 магазинов. Объемы продаж падают, задолженность перед поставщиками растет, кредиты на ее погашение не выдаются, зарплаты низкие. Не лучше ситуация по другим филиалам облпотребобщества, которых в Витебской области семь.

Что выбрали лепельчане?

Среди высоток уютно расположился торговый объект «ProЗапас» на ул. Чуй­кова в Лепеле. Красивое современное здание ничуть не уступает по внешнему оформлению броским торговым объектам известных раскрученных сетей. Магазин в шаговой доступности для жителей данного микрорайона, куда, казалось, не должна зарасти народная тропа. Но только редкий прохожий заходит в него.

– Почему? – спросила одну молодую женщину, которая стояла возле магазина в ожидании супруга на автомобиле.

– Выбор товара – никакой. Изредка забегаю за сырком, хлебом, молоком. А после 18.00 здесь и этого не купишь. Даже выпечка не всегда бывает. Вот тебе большой магазин в шаговой доступности! А зайдешь – полупустые прилавки. Все равно приходится ехать в какой-нибудь «Хит», «Санту», чтобы приобрести все и сразу, – пояснила лепельчанка Инна.

– В ассортименте частенько нет того, что нужно. А цены на товары иногда даже выше, чем в других магазинах, – поддержала разговор Анна, которая вышла на прогулку с маленьким ребенком.

Когда заходишь в «PrоЗапас», перед глазами предстает грустная картинка: в помещении неуютно, даже темновато, полупустые витрины… Взгляд не останавливается на выложенных стеллажах с товаром (о красоте речь не идет, лишь бы были заполнены хоть чем-то). Не привлекала ни хлебобулочная выкладка, ни мясная, ни полупустая витрина с подсохшими морковкой, свеклой и мокрым картофелем (зато все по 3 – 3,60 руб.). В большой тележке сиротливо лежали несколько десятков фасованных в целлофановые пакеты яиц. Продавец суетилась, виновато объясняла, что еще не успела разложить полученный товар, хотя никаких претензий никто никому не предъявлял. На фоне всего этого неплохо смотрелся холодильник, заполненный мороженым местного производства. И то хорошо.

Завмаг Татьяна неохотно отвечала на неудобные вопросы. Дескать, могу и напрямую работать с поставщиками. Такие как «Савушкин продукт», Лепельский МКК, «Мясковит», местный и Ушачский хлебозаводы сами доставляют товар. А вот какие торговые наценки применяет магазин, завмаг ответила, как отрезала:

– У меня есть для этого оператор, а я не вникаю, неинтересно.

– А что нужно предпринять, чтобы конкурировать с другими сетями? – интересовалась я.

– Не думала. Нас все устраивает.

– Девочки стараются, заказывают с базы товар, который там есть. Но что они могут, если возможности ограничены и на базе ассортимент слабый? Да еще при такой зарплате… Объединение с другими райпо, похоже, только усугубило ситуацию, – поддержала продавцов покупательница Людмила (как потом выяснилось, бывший работник райпо).

Какой-то заколдованный круг. С одной стороны, зарплата мизерная – руки опускаются, не хочется шевелиться. А с другой, поэтому и низкая, что все устраивает: и мизерная зарплата чуть выше минималки, и скептическое отношение покупателей… Повинность что ли отбывают те, кому деваться некуда? С таким посылом и отношением к делу действительно далеко не уедешь.

Магазины облпотребобщества с прекрасным, но не оправдавшим ожиданий покупателей названием «Родны кут» сменяют другие вывески с не менее интригующим «PrоЗапас». Вывески поменять можно, а как перевернуть сознание людей? Что предпринять, чтобы в процесс перелома ситуации включить человеческий фактор, от которого, как считает директор Лепельского филиала облпотребобщества Григорий Стош, зависит успех работы торгового объекта на 90%?

Нужны инициативные, предприимчивые люди. Но и те кадры, что работают, не должны плыть по течению. Мы оказались свидетелями того, как мать с дочкой, проживающие в частном секторе микрорайона Песчанка в Лепеле, после сдачи черники перекупщикам пришли в единственный на окраине города магазин №8 Лепельского филиала, чтобы отовариться.

А почему бы не сделать ход конем и в магазине не принять ягоды по негласно установленной перекупщиками цене: 5 руб. за кг? В качестве взаиморасчета тут же предложить необходимые товары. Нет коммерческой жилки у кооператоров, факт. Пока раскачаются, пока установят и согласуют цены, много воды утечет. За это время перекупщики вывезут ягоды в Россию, остатки подороже предложат… кооператорам. А те уже со своими наценками будут искать своих потребителей, в том числе повезут сельчанам (не все же лес посещают), у которых от высоких цен округляются глаза, будут замораживать про запас, чтобы еще дороже продать зимой. Отсюда высокие цены на дикоросы. И так по другим позициям.

Казалось бы, в бойком месте – через дорогу, напротив оборудованного пляжа на Лепельском озере, расположился магазин №11. Более того, открылся несколько дней назад после капремонта, как раз накануне выходных. А товарооборот за три дня, когда пляж был заполнен десятками людей, составил… 150 руб. Об этом с сожалением сообщила завмаг Татьяна (она же продавец и уборщица в одном лице).

– А чему вы удивляетесь? – сказала я, показывая на пустую холодильную витрину, несколько десятков бутылок с различными напитками, расставленными на трех полках, полупустые стеллажи.

Женщина с двумя внуками приобрела сладкие напитки и мороженое. А зашедший в магазин пожилой мужчина, увидев две буханки хлеба и никакой выпечки, возмутился:

– Неужели не можете булочек напечь, чтобы с молоком съесть?

Нет булочек в наличии. И это притом, что филиал имеет собственный кулинарный комбинат c кондитерским, мясным и цехом полуфабрикатов. Да если бы весь ассортимент выпечки завезти в зону отдыха, думаю, размели бы в одночасье!

– Я не знаю, что делать с оставшимся хлебом, придется забирать себе, поэтому заказ делаю с таким расчетом, чтобы все продать, – ответила Татьяна.

Около торгового объекта есть площадка для установки выносных столиков. Почему бы не оборудовать мини-кафе, чтобы можно было не только мороженым полакомиться, но и перекусить шашлыками? Их можно завозить готовыми и разогревать в микроволновке. Эту инициативу должен проявлять завмаг, ставить такие вопросы перед руководством, ведь зарплата напрямую зависит от товарооборота. Ничего такого не происходит.

Подумала: этот бы объект передать предприимчивому человеку…

Из всех магазинов филиала, что посетила, больше всего понравился №9. Приветливые продавцы, полки наполнены разнообразным ассортиментом, была и выпечка собственного производства. Но и здесь немало недочетов. Например, в большом ассортименте представлены конфеты российских фабрик по цене от 20 руб. и выше (дорогое удовольствие), а конфет белорусских производителей нет. Один из покупателей интересовался полуфабрикатом-шашлыком, которого в продаже также не оказалось.

Дескать, да-да, знаем, люди спрашивают, надо заказать. А воз и ныне там. Упускаются возможности, отворачиваются покупатели, а в итоге кооператоры имеют то, что имеют.

В Лепельском районе вместе с частным бизнесом насчитывается 360 торговых объектов, из них 91 — в сельской местности 69 объектов относятся к системе облпотребобщества. В населенных пунктах Боровка, Заслоново, Боброво есть также торговые объекты «Военсервиса», «Витебскагропродукта», Лепельского МКК.

Фото Елены БАШУН.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ