Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Потребкооперация: «прикрыть тылы», или Как торговать на равных?

Сегодня много говорится о роли потребкооперации в нашем обществе. Кто-то ставит вопрос радикально: нужна ли она вообще? Если нужна, то почему не идет в ногу со временем и развивается не такими быстрыми темпами, как хотелось бы? Есть ли ей альтернатива? Эти и другие вопросы корреспондент «ВВ» обсудила с первым заместителем председателя правления облпотребобщества Андреем Халейко.

Рано утром во вторник Андрей Сергеевич был на прямой связи с руководством Ушачского и Лепельского районов. Пролетевший накануне ураган натворил в этих регионах больше всего бед, повредив кровли частных домов. Нужно было в срочном порядке найти и доставить в районы соответственно 100 и 200 листов шифера, чтобы устранить последствия непогоды. Уже к обеду стройматериалы были доставлены по назначению.

– Это один из примеров того, как мы оперативно работаем в тесной связи с местной властью и населением, решая их насущные вопросы, – говорит Андрей Халейко. – Такую же социальную роль выполняем по обеспечению сельчан самых отдаленных населенных пунктов  Витебщины всеми необходимыми товарами. Даже тех деревень, где проживает один человек. Знаете, сколько в нашей области таких? Больше 200. Около 900 деревень с населением от двух до пяти человек и больше 800, где проживают от 6 до 10 сельчан. Всего в области насчитывается 3,5 тысячи населенных пунктов, которые обслуживают автомагазины.

– Получается, что доставка товаров в отдаленные деревни, – себе в убыток?

– Экономика должна быть во главе угла, но… 109 автомагазинов, которые у нас имеются, совершают по
150 – 250 км, доставляя два раза в неделю товары в каждую отдаленную деревню, где в общей сложности проживают 60 тысяч человек. Периодичность рассчитана в том числе с учетом сроков годности  хлебобулочных изделий, а они не  превышают четырех суток. Покупательская способность в деревне небольшая. Сумма чека в месяц на одного жителя составляет всего 50 руб. И даже в стационарных магазинах потребобщества, а их более 560, ситуация не лучше.

– Может, причина в том, что ассортимент небольшой, да и цены на селе кусаются? Жители частенько высказывают на это нарекания.

– Начну с того, что обязательный ассортимент товаров в магазинах потребобщества выдерживается.  Не стану утверждать, что в каждой торговой точке есть девять видов муки, но продукция мукомолов хлебных комбинатов из Витебска и Полоцка точно есть. Мониторинг цен показывает, что они формируются в рамках законодательства и рекомендаций, согласно постановлению Совета Министров
№ 713. Если, допустим, торговая наценка на муку не должна превышать
15 %, то так оно и есть. И так по каждому виду продукции. Безусловно, даже в этой небольшой процентной разбежке можно маневрировать, учитывая конкуренцию, расстояние по доставке товара и сделать наценку не 15 %, а 10. У нас возможностей брать объемами продаж и за счет этого снижать цены, какие имеют крупные торговые сети, нет. Товарооборот с каждым годом снижается. Здесь есть и объективная причина – падение численности сельского населения. 

 – Тогда, видимо, нужно уступать место более конкурентоспособным игрокам на рынке торговли и услуг? 

– Эти игроки не идут в деревни, где проживают два – три человека. Более того, около 600 жителей одного достаточно крупного населенного пункта в Полоцком районе хоть и пожелали иметь у себя торговый объект раскрученной сети, но игроки всё просчитали с учетом логистики и… отказали. Для них даже в таком поселке оказалось невыгодно содержать объект. Вот и получается, что потребкооперация «прикрывает тылы», пока крупные игроки закрепляются на более выгодных позициях. Наши магазины на селе, порой, становятся единственным местом притяжения, где сельчане совершают покупки, обмениваются новостями, просто общаются. 

– Если торгуете себе в убыток, что же помогает держаться на плаву?

– Две позиции – промышленная и заготовительная деятельность. Сейчас для нас горячая пора, поскольку идет заготовка у населения дикоросов, овощей и фруктов. Замечу: за полугодие работники  потребкооперации  закупили более 15 видов продукции на 18,3 млн руб. Именно такой дополнительный доход в семейный бюджет получили сельчане. Темп роста к уровню прошлого года составил
107,6 %. И это несмотря на то, что нынешний сезон урожайным на дикоросы не назовешь. Приходилось упор делать на такой вид заготовок, как вторчермет. Правда, впереди еще осенняя ягода и яблоки, урожай которых также невелик. Но мы обязаны заготовить не менее 7 тысяч тонн фруктов, чтобы обеспечить работой два перерабатывающих предприятия – «Винный мастер» в Полоцке и филиал «Шарковщинский консервный завод» Полоцкой универсальной базы. Чтобы не провалить планы, уделяем большое внимание рекламным акциям. Распространяли листовки через почтовые отделения с подробной информацией по заготовкам в Сенненском и Поставском районах, что подстегнуло население к более активному с нами сотрудничеству. Который год проводим соревнование среди учебных учреждений и школьников по заготовке фруктов, материально их стимулируя. Кстати сказать, в области 80 стационарных заготовительных пунктов. В последнее время открыты два в Боровухе и Горянах Полоцкого района. Еще один вскоре появится в микрорайоне Билево в Витебске.  

– Андрей Сергеевич, какой процент всего ассортимента в магазинах занимает продукция потребкооперации? Чем представлена промышленная отрасль?

– В промышленной системе пять хлебозаводов, пять мясоперерабатывающих цехов, три предприятия по выпус­ку алкогольной и безалкогольной продукции. Сегодня промышленность –  это более 500 наименований продукции, которую мы изготавливаем.    Каждый четвертый  товар в магазинах потребкооперации – наш товар, что составляет 23,3 % в общем объеме продаж. Своей главной задачей видим увеличение ассортимента и улучшение качества изготавливаемой продукции, которую мы могли бы реализовать вне своей системы. Поэтому модернизации производства уделяем особое внимание. В частности, такие работы ведутся в мясоколбасном цехе Сенненского филиала. После аттестации продукцию цеха можно будет отправлять на экспорт. Цех войдет в строй в ноябре. Постоянно совершенствуются технологии в цехе безалкогольной продукции в Ушачском филиале. Стоит вопрос о частичной замене оборудования на Поставском филиале. Модернизация производства и приобретение нового оборудования поможет расширить ассортимент новыми видами изделий. Большую часть заготавливаемой у населения сельхозпродукции сами же и перерабатываем. Например, в Поставском филиале в засолочном цехе по старинным рецептам маринуют огурцы, чеснок, квасят капусту, заготавливают и реализуют яблочный сок. В Ушачском филиале из яблок делают повидло. Всё это способствует тому, что 21 % хлебов и хлебобулочных изделий, пятая часть заготовленных овощей и фруктов для стабилизационного фонда реализуются вне своей торговой системы. Словом, промышленность стабильно развивается, приносит прибыль и служит стимулом для развития торговли.

Витебское облпотребобщество в нынешнем году инвестировало в развитие своего промышленного комплекса 3 млн руб.

Фото предоставлено облпотребобществом. 


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ