Вступившая в свои права зима заставляет лишний раз задуматься о том, как избежать травм в гололед и обморожения. Какова ситуация с этим нынче? Данный вопрос меня волновал больше всего, когда я переступил порог больницы скорой медицинской помощи, где находится травматологический пункт, который обслуживает жителей областного центра и Витебского района.
Пострадал каждый десятый
Главный врач больницы Сергей Выхристенко, по специализации хирург, отметил, что массового поступления обмороженных сейчас не наблюдается. Помогают специальные пункты обогрева, обустроенные в городах области. Кроме того, людей, которые сильно пострадали, доставляют в ожоговое отделение областной клинической больницы.
Был небольшой пик «зимних» травм в ноябре, когда случилось внезапное похолодание. Подмерзшие и слегка припорошенные снегом лужи поспособствовали травмам, с которыми тогда обратились 16 человек. Самые распространенные увечья в таких случаях — переломы наиболее уязвимых лучевой кости возле запястья и лодыжек, ушибы затылочной области, при которых возникают черепно-мозговые травмы. Переломы в основном случаются у пожилых людей в силу объективных причин: с возрастом развивается остеопороз из-за того, что из костей вымывается кальций.
На удивление, в минувшие выходные по поводу обморожений не обратился ни один человек. Первые пострадавшие пошли уже на этой неделе. В понедельник и вторник, например, по два человека: кто отморозил пальцы на рыбалке, кому позарез нужно было на холоде ремонтировать автомобиль.
Заведующий травмпунктом Василий Степанов познакомил со статистикой за прошлый год. Всего обратились 36530 человек (почти каждый 10-й житель города и района!). Из них более 5,6 тыс. с переломами, 462 с вывихами, 172 с черепно-мозговыми травмами, проведено 650 репозиций (сопоставление костных обломков, если перелом со смещением) и 3,5 тыс. операций (здесь есть собственная операционная) и т. д.
Особая статья — укушенные животными. На базе травмпункта находится городской центр по оказанию соответствующей помощи. За год набралось 747 человек. Из них 169 были произведены уколы от бешенства. Как человека, в детстве перенесшего 40 инъекций в живот после укуса собаки, автора этих строк интересовало, насколько за десятилетия в этом вопросе продвинулась медицина. Оказалось, что на сегодня закуплена китайская вакцина, которая позволяет сократить мучения пациентов до пяти уколов.
Как ни странно, эта зима проходит благоприятно в плане использования пиротехники. В новогоднюю ночь, например, вопреки всем прогнозам, в травмпункт не обратилась ни одна жертва петард, хлопушек, ракет и прочих взрывающихся «игрушек». «То ли люди научились с ними обращаться, то ли пиротехника стала более качественной», — заметил Василий Степанов.
Служба и опасна, и трудна
В штате травмпункта 10 постоянных врачей и 5 — по совместительству. Всего же, включая средний и младший медперсонал, на боевом посту 42 человека. По словам заведующего, существует определенная нехватка кадров. В частности, не помешало бы взять травматолога, операционную сестру: кто уходит на пенсию, кто увольняется по другим причинам.
В отличие от участковых терапевтов у врачей травмпункта нет «лимита времени» на прием. И это совершенно справедливо. Ведь если пациента с ушибом пальца можно обслужить за 10 минут, то с переломами шейки бедра, вывихом плеча, травмами головы и живота приходится повозиться гораздо больше: тут требуется дополнительное обследование.
Кстати, по статистике, каждый десятый пациент попадает в травмпункт в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые до такой степени предаются Бахусу, что теряют контроль над собой, становятся агрессивными, представляя определенную опасность для врачей и медсестер, которые пытаются им помочь. Для предотвращения подобных случаев раньше в коридоре дежурили милиционер и сотрудник вневедомственной охраны. Сегодня нет ни того, ни другого, зато появилась тревожная кнопка, при нажатии которой буквально через пару минут на подмогу прибудут бравые ребята в шлемах и с боевым оружием.
В пункте постоянно дежурят не только травматологи, но и нейрохирург (иногда сам заведующий). Как часто доводится прибегать к их услугам? Не так уже и редко. С травмами головы за год поступили 6410 граждан.
Кстати, по поводу обморожений, как ни удивительно, очень редко обращаются так называемые люди без определенного места жительства. «Этот тип населения не очень любит общаться с врачами, да и часто короток их век», — философски замечает опытный врач-травматолог Владимир Алимов.
Жертва собственной беспечности
А затем пришлось поприсутствовать на приеме, который вел травматолог со стажем Владимир Гирс.
Вот травмировавшая ногу молодая мама с надеждой спрашивает: «Все нормально?». «Если б все было нормально, мы бы с вами сейчас здесь не беседовали, — справедливо возражает доктор. — Сейчас пойдете в соседний кабинет и сделаете рентгеновский снимок, чтобы убедиться, что нет перелома».
Вообще людей в это утро было немного. Поэтому неожиданностью стала встреча с мамой моего одноклассника, повредившей руку при купании внучки. И она получила «нагоняй» за свои неправильные действия, только усугубившие состояние. Вместо того, чтобы приложить к поврежденному месту холод, она, наоборот, согрела его и обработала «чудесным», если верить рекламе, «Фастум-гелем», чего не стоило делать в первые сутки после травмы. В итоге расширились сосуды и на следующее утро образовался нарыв. Женщину также отправили делать снимок.
Следующий случай вообще оказался трагикомичным. На прием пришел дворник одного из витебских вузов. Перелом локтя мужчина заработал, поскользнувшись на льду. Так и хочется воскликнуть: «Посыпайте, пожалуйста, скользкие дороги песочком, уважаемые дворники, чтобы не стать жертвами собственной беспечности!».
Вообще же нынешняя теплая зима дала передышку травматологам. С надеждой они слушают
долгосрочные прогнозы синоптиков
о том, что весна наступит в свои календарные сроки. Пускай прогнозы сбудутся и у «службы дня и ночи» будет меньше хлапот. А помочь в этом людям в белых халатах может каждый из нас. Берегите себя!
Фото автора